Тюнинг авто по закону: что можно и что нельзя менять в своей машине

Тюнинг авто по закону: что можно и что нельзя менять в своей машине

Процесс доработки, нацеленный на изменение заводских характеристик и внешнего вида автомобиля, принято называть тюнингом. Нельзя сказать, что советское, а позже российское законодательство, позволяло автовладельцам вносить в конструкцию их железных коней любые коррективы. Однако недремлющие депутаты Государственной думы пришли к заключению, что существующих ограничений недостаточно. 

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Параллельный импорт запчастей Параллельный импорт запчастей
С февраля 2021 года было принято решение ужесточить контроль. По мнению многих автомобилистов, это привело к определённым перегибам. Тем не менее, определяющие законность и порядок внесения изменений нормативы придётся соблюдать, уповая на то, что законописцы со временем сгладят имеющие юридические и практические шероховатости. А потому, попробуем разобраться, как в настоящее время на территории Российской Федерации обстоят дела с тюнингом.

Способы тюнинга

Чтобы не возникало путаницы и недопонимания, начнём с перечисления возможных вариантов тюнинга автомобиля. Если не задумываться об установленных депутатами законодательных ограничениях, изменения можно вносить в конструкцию любых узлов и агрегатов:

  • двигателя;
  • трансмиссии;
  • ходовой части;
  • рулевой и тормозной систем;
  • кузова;
  • электрического и электронного оборудования.

Очевидно, что, во многих случаях, тюнинг можно считать безопасным лишь при условии, что все работы выполняются на основании предварительно выполненных расчётов, правильность которых подтверждена испытаниями. И тут возникает ряд проблем:

  1. Далеко не все зарубежные производители готовы согласовывать изменения, вносимые в конструкцию автомобилей. Им это просто не нужно.
  2. Для выполнения расчётов и проведения испытаний нужны специалисты, получившие профильное образование. Где взять таких профессионалов в нужном количестве, непонятно. 


Тем не менее, закон принят, и автовладельцам придётся его выполнять. А для того чтобы не оказаться в неприятном положении, необходимо владеть достоверной информацией.

Какие переделки не требуют предварительных согласований и регистрации в ГИБДД

То, о чём ниже пойдёт речь, по большому счёту даже изменениями не назовёшь. По собственному усмотрению, без лишней бумажной волокиты, автовладельцы имеют право:
  1. Использовать в процессе ремонта техники оригинальные или неоригинальные комплектующие, конструкция которых аналогична конструкции штатных деталей и узлов. Проще говоря, если вы установите на свою машину ШРУС, шаровые опоры, сальники и другие запасные части, изготовленные сторонними производителями, проблем быть не должно. Однако в случае замены двигателя придётся ставить отметку об изменении номера силового агрегата.
  2. Оснащать автомобили любым дополнительным оборудованием, одобренным к использованию производителем транспортного средства. Правда, для этого нужно располагать подтверждающими документами, заполучить которые бывает очень непросто. Даже если вы соберётесь дооборудовать машину тягово-сцепным устройством (фаркопом) или багажником на крышу, потребуются разрешительные сертификаты.
Установка допоборудования считается легальной, если монтаж произведён в соответствии с требованиями производителя автомобиля. Противотуманные фары следует располагать в строго определённой зоне, а лебёдки и багажники — крепить на предусмотренные конструкцией места.

Какие изменения допускаются после проведения согласований, и что для этого требуется


Фактически, даже сложный тюнинг, подразумевающий изменения, не предусмотренные производителем автомобиля, не запрещён. Но чтобы его узаконить, потребуется приложить немало усилий. Некоторые чиновники и эксперты называют разработанную процедуру чёткой и прозрачной. Так это или нет, судите сами. Для выполнения существующих требований придётся:
  1. Провести предварительную экспертизу, обратившись к аккредитованным специалистам, зарегистрированным в Едином реестре органов по оценке соответствия. Предпринимать дальнейшие действия имеет смысл, только получив положительное экспертное заключение.
  2. Имея на руках заключение предварительной технической экспертизы, получить в ГИБДД разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобиля. При этом существует масса оговорок, сославшись на которые сотрудники ГИБДД имеют право отказать вам в выдаче необходимого документа. Например, запрет на регистрационные действия с авто, неправильно заполненное заявление и т. п. 
  3. Выполнить работы, внеся в конструкцию машины запланированные изменения. Лучше всего делать это не самостоятельно, а в официально зарегистрированном сервисном центре. Критически важно сохранить все чеки, заказ-наряды, а главное – экспертное заключение и прилагаемые к используемым деталям сертификаты соответствия.
  4. Воспользоваться услугами аккредитованной лаборатории, сотрудники которой произведут обследование техники (как они это сделают, большой вопрос) и выдадут автовладельцу или его представителю протокол проверки безопасности.
  5. Собрать все полученные документы и предоставить их в ГИБДД. Затем подать заявление на выдачу свидетельства о правомерности и безопасности внесённых изменений. Любая отсутствующая или неправильно оформленная бумажка является поводом для отказа в регистрационных действиях.
  6. Получив свидетельство, в течение 10 дней внести изменения в ПТС, заплатив государственную пошлину.
Очевидно, что у многих автолюбителей, ознакомившихся с этим перечнем, отпадёт желание заниматься доработкой автомобиля. Ведь всё чётко и прозрачно только в теории. А на практике, даже людям, не являющимся специалистами в области юриспруденции, понятно, что в принятом законе слишком много «серых» зон, не только затрудняющих проведение тюнинга авто, но и способствующих росту коррупционной составляющей. Ведь практически за каждое выполненное действие приходится платить.
Мы не будем рассказывать о том, с какими сложностями столкнуться автомобилисты, решившие оснастить железных коней газобаллонным оборудованием. Это тема столь обширна, что ей следует посвятить отдельный материал. Но и с другим самостоятельным тюнингом проблем будет более чем достаточно.

  1. Тяжко придётся любителям кузовного тюнинга. Ведь для проверки на соответствие техническим требованиям и эксплуатационную безопасность таких элементов, как бамперы, спойлеры, накладки порогов и колёсных арок и разного рода дефлекторы — необходимо проводить сложные и дорогостоящие испытания.
  2. В теории, предварительных согласований требует даже чип-тюнинг (коррекция настроек программного обеспечения, используемого в электронных блоках управления). Ведь он приводит к изменению мощности и тяговых характеристик силового агрегата. Однако, по крайней мере, пока, проверка ЭБУ на соответствие не проводится.

Есть и ещё один немаловажный момент. Даже когда все перечисленные этапы согласования пройдены, ГИБДД имеет право послать запрос на завод-изготовитель. И если производитель сочтёт внесённые изменения небезопасными, то все усилия, потраченные на узаконивание тюнинга, пойдут прахом.

Какие переделки нельзя узаконить

Разумеется, на некоторые виды тюнинга получить разрешение (по крайней мере, законное) не получится. Сюда можно отнести:

  • Переделку системы выпуска, увеличивающую уровень шума, создаваемого двигателем легкового автомобиля, выше 96 дБА.
  • Нанесение на стёкла машины тонирующих и иных покрытий, ухудшающих видимость либо ограничивающих обзор водителю.
  • Инсталляцию приборов наружного освещения, параметры которых не соответствуют установленным требованиям. Воткнуть ксенон в галогеновую оптику или изменить цвет фонарей заднего хода не получится. Всяческие декоративные подсветки отныне тоже вне закона.
  • Установку покрышек иного типа и размера, чем те, что указаны в прилагаемой к транспортному средству технической документации.
  • Монтаж так называемых «кенгурятников». Использование подобных устройств в нашей стране запрещено из соображений безопасности. 
Поскольку некоторые любители тюнинга, в стремлении улучшить или индивидуализировать своё транспортное средство, иногда переходят разумную грань, подобную строгость можно, хотя бы отчасти, считать оправданной. Однако не всё так однозначно.

Как быть с тюнингом, выполненным до принятия нового закона

Предположим, что вы приобрели уже тюнингованный автомобиль, либо внесли изменения в конструкцию транспортного средства до вступления в силу новых норм. Как быть в такой ситуации? Тут всё и вовсе печально. В соответствии с принятым законом придётся, за свой счёт, возвращать машину в исходное состояние. При внимательном ознакомлении с порядком действий по получению необходимых разрешений, становится ясно, что узаконить уже сделанный тюнинг вряд ли получится.

Перегибы и неясности

До сих пор нет чётких разъяснений, как владельцы спортивных суперкаров, вроде Lamborghini или Ferrari, должны относиться к требованию оборудовать машину брызговиками. С одной стороны, конструкцией этих автомобилей установка такого оборудования не предусмотрена. А с другой стороны, законодательство нашей страны требует, чтобы брызговики были в наличии.
Есть у принятых нормативов и другие серые зоны. В частности, непонятно, следует ли считать тюнингом установку аксессуаров вроде держателей для телефонов и смартфонов, дефлекторов на боковые окна, щёток стеклоочистителей, конструктивно отличающихся от штатных. Будет ли дорабатываться новый закон или всё оставят так как есть, добавив к принятому документу многостраничные разъяснения и комментарии, до сих пор не ясно. А раз так, любителям индивидуализации авто лучше ничего самим не делать, а доверить этот процесс профессионалам. Это не только убережет от штрафов, но и уменьшит дополнительные затраты (в 80% случаях самостоятельный тюнинг приводит к вынужденному ремонту автомобиля).

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?