Гибридная силовая установка позволяет снизить расход жидкого топлива и уменьшить уровень выбросов вредных веществ. Современные гибриды PHEV оснащены тяговой батарей, которая обеспечивает запас хода 50-80 км при минимальном расходе горючего на подзарядку. Но насколько выгоден такой автомобиль для повседневной эксплуатации?
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Гибридные автомобили появились на рынке еще в прошлом веке. Пионером массового внедрения технологии стал японский концерн Toyota. В состав силовой установки входил ДВС и небольшой электродвигатель, работающий в момент старта машины с места. Установленная на борту батарея не позволяла передвигаться на электрической тяге. С 2010-15 гг. ведущие азиатские и европейские изготовители автомобилей стали выводить на рынок гибриды PHEV, оснащенные тяговой батареей.
В отличие от старых моделей машины могут передвигаться на электрической тяге, запас хода в городе не превышает 80 км. За счет этого расход топлива падает меньше 1 л на 100 км и держится на таком уровне до момента разряда батареи. В прочих условиях автомобили имеют расход на уровне моделей, оснащенных классическим двигателем внутреннего сгорания. Отдельно стоит упомянуть популярные в Европе «мягкие» гибриды – в качестве вспомогательного двигателя используется стартер-генератор, машины не могут передвигаться на электрической тяге либо способны проехать на электромоторе несколько десятков метров.
Рынок
Новые гибриды в РФ предлагаются в ограниченных количествах. В 2009 г. компания Toyota вывела на российский рынок модель Prius, которая не стала популярной у покупателей. Спустя 5 лет попытку повторила Mitsubishi, попытавшись продвинуть в России гибридную модификацию кроссовера Outlander PHEV. Результат оказался еще хуже, чем у Toyota. Фиаско закончились попытки вывода гибридных автомобилей и у Nissan. С 2022 г. в РФ предлагаются гибридные модели от китайских брендов, которые не сильно востребованы покупателями. Основной причиной является цена – гибридная модификация стоит на 10-20% дороже аналога с обычным ДВС.
Чаще всего на дорогах РФ можно встретить гибриды Prius всех поколений, которые ввозятся в страну уже с пробегом. Разница в цене по сравнению с машинами, оснащенными двигателем внутреннего сгорания, минимальна или вовсе отсутствует. Покупателей привлекает оригинальный дизайн кузова и салона автомобиля, а также достаточно богатое оснащение. Подкупает и меньший расход топлива, хотя заводские цифры не всегда удается получить в условиях реальной эксплуатации.
Ремонт
Наличие дополнительной электрической системы и блоков управления усложняет конструкцию гибридного автомобиля. С новой машиной больших проблем не возникает, а львиную часть поломок устраняет производитель по гарантии. С подержанными автомобилями ситуация сложнее – в реалиях 2024 г. покупка и доставка ряда деталей становится сложной задачей. Есть мастерские, осуществляющие ремонт тяговых батарей, хотя по заводским требованиям отслужившие АКБ подлежат сдаче для утилизации. В результате некоторые экземпляры Prius эксплуатируют только на бензиновом двигателе, что перечеркивает всю экономию на топливе.
Экономичность
Рекламные буклеты обещают расход топлива для автомобилей с силовой установкой PHEV на уровне 0,7-1,2 л на 100 км. При этом производители нигде не указывают, что цифры достижимы только при определенных условиях. После разряда батареи или на трассе автомобиль движется только за счет двигателя внутреннего сгорания, что приводит к увеличению расхода в несколько раз. Гибрид PHEV относительно выгоден только в случае постоянных поездок на малые расстояния внутри города и наличия мест для зарядки на стоянках. Зимой запас хода падает, поскольку необходим прогрев антифриза для отопления салона, часть электроэнергии уходит на работу обогревов сидений, зеркал или стекол.
Эксплуатация «мягкого» гибрида вообще не дает никакой экономии. Покупатель изначально должен заплатить большую цену, которая отчасти компенсируется немного улучшенным оснащением. «Мягкий» гибрид обладает несколько лучшей динамикой, поскольку при старте с места используется ДВС и стартер-генератор. По мере набора скорости эффект от гибридной силовой установки нивелируется. Основная цель «мягкого» гибрида, работающего в связке с системой «старт-стоп» - немного сократить выбросы углекислого газа, по которым в странах ЕС оценивается экологическая эффективность автомобиля. Естественно, что в РФ такая задача не актуальна.
Цена и сроки окупаемости
Точно рассчитать срок окупаемости гибрида достаточно сложно, поскольку расход зависит от условий эксплуатации. Например, по отзывам владельцев, гибриды
Toyota имеют расход на 2-2,5 л меньше аналогов с классической силовой установкой. При годовом пробеге 15 тыс. км экономия составит около 300-400 л. В пересчете на деньги владелец сохранит 16,5-22 тыс. руб. за год. Много это или мало – зависит от конкретной ситуации, но поломка батареи или электроники легко перечеркнет всю экономию за несколько лет эксплуатации гибрида.
В качестве примера нового гибрида можно рассмотреть
Geely Atlas Pro. Машина с бензиновым двигателем мощностью 150 сил стоит 2,96 млн руб., 177-сильный «мягкий» гибрид обойдется на 200 тыс. руб. дороже. Улучшение динамики разгона достигается большей мощностью двигателя, расход же у гибрида будет всего на 0,6 л меньше. Справедливости ради нужно заметить, что гибрид имеет полный привод, поэтому прямое сравнение с чисто бензиновым Atlas Pro не совсем корректно.
Заключение
Покупка нового автомобиля с гибридной силовой установкой в РФ нецелесообразна – разница в цене окупится за счет меньшего расхода топлива только через 150-200 тыс. км, т.е. уже после окончания гарантии. В случае поломки и замены тяговой батареи или компонентов системы управления владелец потеряет все сэкономленные деньги. В российских реалиях гибридный автомобиль практически лишен смысла, что и определяет низкую популярность таких моделей у покупателей.