Минский автомобильный завод был создан в 1944 г. на базе старых ремонтных мастерских РККА, частично реконструированных немецкими оккупационными властями. Продукция МАЗ с самой первой модели оснащалась дизельными двигателями, в то время как остальные производители грузовой техники в СССР предпочитали бензиновые моторы. Автомобили МАЗ достаточно ограниченно использовались в Советской Армии – военные предпочитали грузовики ЗИЛ, Урал и КамАЗ.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Семейство МАЗ-200
Первенцем завода МАЗ стал грузовик МАЗ-200, документацию на производство которого передали с завода ЯАЗ. Модель 200 являлась классической гражданской моделью с приводом на задний мост, под капотом стоял оригинальный 2-тактный дизельный двигатель с механическим компрессором.
Мотор во многом копировал двигатель GMC, который поставлялся в СССР по ленд-лизу. На МАЗ-200 использовалась полностью синхронизированная коробка с повышающей передачей. Ближе к концу производства, а именно в 1962 г., на МАЗ-200 стал использоваться 4-тактный дизель ЯМЗ-236, отличавшийся неплохой экономичностью и повышенной надежностью.
Гражданские МАЗ-200 почти не поставлялись в армию, в 1957 г. завод создал модификацию 502 с полным приводом и односкатной ошиновкой заднего моста. В состав трансмиссии ввели двухскоростную раздаточную коробку, а также несколько повысили мощность 2-тактного дизеля. Модель оказалась неудачной из-за чрезмерной нагрузки на заднюю ось – автомобиль плохо подходил для эксплуатации в условиях бездорожья. На испытаниях МАЗ-502 показал невысокую максимальную скорость, что также стало причиной отказа армии от заказа грузовика. В итоге завод выпустил около 900 машин, до настоящего времени дошли всего несколько экземпляров МАЗ-502.
Семейство МАЗ-500
Уже в 50-х гг. прошлого века МАЗ начал разработку оригинальной модели, выбрав концепцию с расположением кабины над двигателем. Серийное производство МАЗ-500 с 4-тактным дизельным двигателем и механической коробкой с приводом на задний мост развернули весной 1965 г. Простота конструкции и надежность позволили заводу начать поставки машин в армию – шасси МАЗ-500 использовалось как вспомогательное, служило для установки различных надстроек, цистерн для перевозки топлива и заправки различной техники в полевых условиях. При этом армия не закупала модификацию МАЗ-500 с полным приводом (заводское обозначение – МАЗ-509), которая поставлялась заводом на гражданский рынок и предназначалась для работы в составе автопоезда-лесовоза в качестве тягача.
Специальные шасси
Завод МАЗ стал основным поставщиком многоосных шасси для армии, предназначенных для установки пусковых ракетных установок и создания специальных автомобилей. В 1958 г. начался выпуск МАЗ-535 с четырьмя осями, полным приводом и гидромеханической коробкой передач. Изначально грузовик создавался как тягач для артиллерийских систем, но фактически серийные машины поставлялись в ракетные войска специального назначения и использовались как транспортеры баллистических ракет. На МАЗ-535 использовался дефорсированный танковый дизель В-2 под обозначением Д-12, имевший мощность 375 сил. Автомобиль выпускался мелкими партиями до 1961 г., а затем еще три года сборка велась на мощностях завода КЗКТ в Кургане.
Модель МАЗ-537 была разработана в Минске, но в основном выпускалась заводом КЗКТ. Автомобиль представлял собой тягач с полным приводом и 525-сильным дизелем, предназначенный для перевозки бронетехники на тралах. По сравнению с МАЗ-535 была увеличена колесная база, в остальном конструкция осталась неизменной. Тягач мог работать в составе автопоезда с тралом грузоподъемностью до 50 т, существовали балластные модификации, способные перевозить грузы весом до 75 г.
В 1962 г. начался выпуск колесной четырехосной модели МАЗ-543, впоследствии переименованной по новой межотраслевой нормали в МАЗ-7310. Машина представляла собой модернизацию МАЗ-537 с раздельной кабиной для водителя и пассажиров. Шасси использовалось как тягач, а также служило базой для установки пусковых установок различных ракетных комплексов. Модель выпускалась только на заводе МАЗ, ограниченно предлагалась гражданским заказчикам. Дизель мощностью 525 сил и трехступенчатая автоматическая коробка позволяли разогнать автомобиль до скорости 60 км на шоссе, по грунтовым дорогам скорость не превышала 30 км/ч.
К концу 60-х гг. возможности четырехосного шасси стали недостаточными для монтажа установок по пуску новых баллистических ракет. Конструкторы МАЗ создали семейство МАЗ-547/7916, которое включало в себя несколько модификаций шасси с 5 или 6 осями и разными схемами привода. Компоновка передней части осталась неизменной – между двумя кабинами расположен двигатель, работающий с гидромеханической коробкой передач.
С 2000 г. завод МЗКТ (входит в состав МАЗ) выпускает специальное шасси 79921, созданное для перевозки и пуска ракет комплекса «Тополь-М». Шасси имеет 8 осей из которых по 3 передние и задние подключены к системе рулевого управления. В качестве силовой установки использован 12-цилиндровый дизель ЯМЗ-847 с турбиной, развивающий 800 сил. Коробка передач – автоматическая с 4 скоростями переднего хода, ведущими являются только 6 осей. При собственной массе 44 т тягач может перевозить груз весом до 80 т. Завод МЗКТ предлагает и гражданскую модификацию тягача, которая отличается уровнем оснащения.
Опытные работы
В 80-х гг. прошлого века были созданы экспериментальные армейские шасси с повышенной грузоподъемностью. Модель МАЗ-7904 имела максимальный вес с нагрузкой 360 т и создавалось для доставки тяжелых межконтинентальных баллистических ракет к точке пуска и последующего старта (проект «Целина»). В качестве двигателя использовался 1830-сильный дизель, автомобиль имел 6 осей и полный привод. Прототип МАЗ-7904 активно испытывался с 1984-85 гг., а затем осел на хранении на территории космодрома Байконур, где впоследствии был утилизирован. В рамках проекта «Целина» было создано восьмиосное шасси МАЗ-7906 с полной массой 220 т. Было построено два экземпляра, которые испытывались параллельно с МАЗ-7904 вплоть до 1987 г.
Отдельно стоит упомянуть об опытном МАЗ-7907 с газотурбинной силовой установкой и генератором для питания колесных электродвигателей. Машина имела 12 осей (из них по 4 спереди и сзади с управлением). Опытное шасси собрали в 1985 г., грузоподъемность была достаточной для перевозки ракет со стартовой массой до 104,5 т. При этом на шасси монтировалось все оборудование, необходимое для пуска ракеты. Для испытаний было собрано два шасси, одно из которых в 1996 г. использовалось в мирных целях – для перевозки речного теплохода массой 88 т.
Заключение
Завод МАЗ оказался основным поставщиком специализированных многоосных шасси для армии СССР. Остальные модели, мало отличавшиеся от гражданской продукции, не стали популярными в войсках. Нишу транспортных грузовиков в советской армии закрывали заводы ЗИЛ, Урал и КамАЗ, которые выпускали автомобили с полным приводом и бензиновыми или дизельными двигателями.