Китай в стремлении получить максимальную энергетическую независимость переводит максимум автомобилей на полностью электрическую тягу. Параллельно китайские производители пытаются завоевывать и внешние рынки, используя купленные марки и специально созданные бренды для Европы или других регионов.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Постепенное увеличение доли электрических автомобилей в Китае началось около 10 лет назад. Наиболее популярными долгое время были модели Tesla местного производства, но затем с ними стали конкурировать электромобили отечественных брендов. Согласно аналитическим отчетам к 2025 г. емкость рынка новых «электричек» в Китае составит около 3 млн экземпляров, что практически в 2 раза перекроет показатели США.
Причина популярности
Китайская экономика развивается при значительном влиянии государства. Еще в 2015 г. был разработан план входа экономики Китая в десятку лидеров в ряде секторов уже к 2025 г. В рамках этого плана было предложено максимальное развитие электромобилей с параллельным активным выходом на внешние рынки. К 2025 г. предполагается перевод около 80% выпускаемой автозаводами продукции на электрическую тягу, а также доведение доли экспорта до 10%. В итоге на территории Китая начался бум продаж электромобилей – машины с классическими ДВС в основном поставляются на внешние рынки.
Экономическая составляющая
Одним из основных препятствий на пути развития электромобилей является их стоимость. Покупатель не готов тратить большую сумму за машину, не создающую вредных выбросов. В данном пункте даже не стоит рассматривать экологический вред от производства батарей, генерации электроэнергии и создания транспортировочных маршрутов – об этих «мелочах» всегда стыдливо забывают все адепты электрической тяги.
Китай решил вопрос цены на электромобили очень просто – введением государственных субсидий и активной рекламой. Идея компенсации части стоимости возникла более 15 лет назад и за последующие годы выплаты от государства несколько раз пересматривали, доведя их уже в 2014 г. до 100 тыс. юаней, что с лихвой перекрывало разницу в цене.
Кроме того, государство активно спонсировало производителей – помимо льготных кредитов крупные игроки получили дотации, позволившие приобрести технологии. Свою роль сыграли и льготы на таможенную очистку ввозимого оборудования. В результате всех мероприятий рынок электромобилей в Китае стал расти огромными темпами, хотя в десятке лидеров по продажам остаются машины с бензиновыми двигателями (дизели в Китае малопопулярны на легковом транспорте).
Экономические хитрости
Китайское правительство регулирует не только продажи электромобилей, но и стремится заставить производителей улучшать их характеристики. С 2018 г. были уменьшены дотации на покупку автомобилей с запасом хода менее 300 км, что позволило убрать с рынка устаревшие модели. Тенденция к снижению выплат продолжилась и в последующие годы, поскольку цены на электромобили из-за их массового производства удалось снизить. Таким образом, государство сумело придать импульс развития местному автопрому, который стал выходить на внешние рынки. Содействие государства при покупке ряда брендов открыло китайским производителям путь в Европу.
Сложности
Уже к 2017-18 гг. китайские производители поняли, что несколько проигрывают конкурентам в сфере разработки батарей. Тяговые АКБ местных марок уступали источникам питания от Tesla, что сказывалось на скорости зарядки и запасе хода. Решением стали альянсы китайских производителей с компаниями из Европы или США, которые несколько нивелировали для себя угрозу из Китая, выкупая контрольные пакеты акций совместных производств. С другой стороны, Китай за счет продажи акций предприятий и создания совместных производств создал источник инвестиций.
Классическим примером СП является альянс Zotye Ford Automobile Co., Ltd., созданный Ford и Zotiy для создания и производства электромобилей в Китае. Похожее СП создали компании BMW и Great Wall, что позволило создать первую электрическую модель Mini и расширить деятельность ранее созданного совместного предприятия по выпуску автомобилей под маркой Brilliance. По такому же пути пошли и другие крупные игроки из Европы – СП с китайскими марками имеют Mercedes Benz, Daimler, Volvo.
Вторым ограничителем распространения электромобилей в Китае стало отставание развития сети зарядных станций вне крупных городов и трасс. Вопрос постепенно решается, но отсутствие станций вкупе с достаточно низким уровнем дохода делают «электрички» мало популярными в аграрных районах Китая. Государство постепенно сворачивает поддержку производителей, поэтому новые игроки на рынке электромобилей редко выдерживают конкуренцию со старожилами.
С одной стороны – в Китае уже наблюдается избыток марок электромобилей, с другой – новые производители могут выходить на рынок с оригинальными идеями, которые не получают развития. Мелкие компании не в состоянии запустить массовое производство своих моделей, а выпуск мелких партий приводит к высокой цене. При отсутствии явных преимуществ по сравнению с конкурентами электромобили не находят покупателей, завод терпит убытки и закрывается.
У ряда экспертов есть устойчивое мнение, что электромобиль в текущем виде является тупиковой ветвью развития. Спрос на такие модели может поддерживаться только за счет дотаций со стороны государства, что и подтвердил опыт Китая. Только так удается снизить себестоимость продукции, в остальных случаях «электрички» проиграют машинам с гибридной силовой установкой или обычным ДВС.
Лидеры
Лидерами по продажам в Китае в 2024 г. являются компактная модель BYD Seagull, гибридный седан BYD Qin Plus DM и кроссовер Tesla Model Y. За последнее время в топ-10 самых популярных машин в Китае регулярно входит 5-6 моделей производства BYD, которая одновременно разрабатывает и выпускает тяговые батареи, а также является владельцем нескольких компаний, выпускающих комплектующие для автомобилей.
Заключение
Прорыв Китая в сфере создания и производства электромобилей стал возможен только благодаря грамотной экономической политике и поддержке со стороны государства. Выход Китая на внешние рынки создает проблемы другим брендам, что уже приводит к попыткам ограничения экспорта электромобилей или искусственного увеличения цен за счет таможенных пошлин. Сможет ли Китай преодолеть эти препятствия – вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа.