Правила дорожного движения разделяют понятия обгона и опережения, хотя оба действия преследуют одну цель. При опережении водитель выезжает на полосу попутного движения, а при обгоне – использует встречную полосу. Соответственно, при обгоне и опережении водитель должен учитывать требования разметки и дорожных знаков.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
ПДД трактуют обгон однозначно – один из
автомобилей должен оказаться на полосе встречного движения, а после завершения маневра – вернуться в свою полосу. Выезд на встречную полосу в условиях плохой или ограниченной видимости чреват возникновением аварийной ситуации. Иногда водитель выезжает на свободную полосу и пытается обогнать несколько попутных машин, а в итоге не успевает вернуться на свою часть дороги перед внезапно появившимся встречным транспортным средством. В результате происходит лобовое столкновение либо водитель съезжает в кювет, пытаясь избежать аварии. Согласно статистике, именно ошибки при обгоне являются одной из наиболее распространенных причин ДТП на российских дорогах.
В российских ПДД имеется определение опережения, при котором автомобиль движется быстрее остальных попутных транспортных средств. Но в случае опережения выезд на встречную полосу не требуется – маневр осуществляется по свободным полосам попутного движения. Опережение является нормальным явлением при движении потока по многополосным дорогам внутри города или на трассах. Есть еще одно важное отличие – обгон осуществляется только слева, а опережение может происходить по любой свободной полосе.
Интересно! В теории, опережением является и попытка объезда медленно едущего попутного транспортного средства по обочине. Если между встречными потоками установлено ограждение, то обгон невозможен физически – водитель не имеет возможности выехать на «встречку».
Ограничения
Для предотвращения обгона используется несколько типов знаков:
- 3.20, не допускающий обгон попутного транспорта, за исключением конных повозок, велосипедов с ножным и электрическим приводом, мопедов и транспортных средств со специальным знаком, указывающим на предельную скорость 30 км/ч;
- 3.22, запрещающий обгон грузовикам (полная масса свыше 3500 кг) и не предусматривающий исключений.
Оба знака имеют стандартный интервал действия – до ближайшего перекрестка или конца населенного пункта либо знака, уведомляющего водителя об окончании зоны запрета обгона. Поскольку при обгоне необходим выезд на «встречку», то нужно учитывать разметку. Не допускается пересечение одинарной или двойной сплошной линии, причем сплошную разметку нельзя пересекать и при возвращении в свою полосу.
В ПДД есть оговорка – при обгоне транспортного средства, не способного развивать скорость свыше 30 км/ч и обозначенного знаком, можно пересечь одинарную сплошную разметку, но только при условии установки знака 3.20. Двойную разметку в зоне работы знака 3.20 можно пересекать на дорогах с двумя и более полосами только для обгона транспортных средств, имеющих максимальную скорость до 30 км/ч и маркированных соответствующим знаком.
Есть и еще ряд ограничений для обгона – например, на регулируемом перекрестке при перемещении в любом направлении обгон запрещен. На нерегулируемых перекрестках обгон запрещен только для ТС, передвигающихся по второстепенному направлению. Выезд из дворов или прилегающих территорий не является перекрестком – при нахождении по основной дороге обгон разрешен перед выездом при условии отсутствия знаков или сплошной разметки. Не допускается обгон любого ТС на пешеходном переходе, а также на мостах или путепроводах, а также участках дороги под эстакадами либо мостами. На мостах или путепроводах потоки обычно разделены ограждением, при наличии 2 и более попутных возможно опережение, но только при отсутствии запрещающих знаков или сплошной разметки.
Правила опережения намного мягче, поскольку водителю не требуется выезжать на полосу встречного движения. Опережать попутный транспорт можно на перекрестках, мостах и в тоннелях – но только при условии наличия двух или более полос в одном направлении. При опережении нужно учитывать условия видимости – в сильный туман или в гололед нужно быть максимально осторожным на дороге и не рисковать лишний раз. При опережении на переходе нужно всегда убедиться в безопасности маневра и отсутствии людей на проезжей части. Если попутный поток снижает скорость или останавливается перед переходом, то нужно также начать торможение для пропуска пешеходов.
Штрафы
Нарушение правил обгона, связанное с выездом на «встречку» вопреки требованиям знаков или разметки, карается штрафом 5000 руб. Есть и альтернативное наказание – изъятие прав на срок от 4 до 6 месяцев. Если инспектор останавливает за нарушение водителя, ранее привлекавшегося за такое же отступление от ПДД, то допускается лишение прав на год. Если нарушение фиксируется камерой, то наказание только одно – штраф 5000 руб. вне зависимости от того, какой раз водитель нарушил правила обгона.
Основным нарушением при опережении является создание помех пешеходу. В случае фиксации на водителя налагается штраф от 1500 до 2500 руб. Кроме того, опережение движущейся машины по обочине является нарушением – штраф составляет 1500 руб. Если водитель использует для опережения зону для пешеходов или велосипедистов, то штраф увеличивается до 2000 руб.
Заключение
Водителю нужно четко понимать разницу между терминами обгона и опережения. При обгоне требуется выезд на встречную полосу, сопряженный с риском лобового столкновения при неправильном расчете маневра. Опережение более безопасно, поскольку осуществляется по полосам попутного направления.