Движение по автомобильным дорогам осуществляется по полосам, соответствующим ширине автомобиля. При смене рядности или изменении направления движения водитель учитывает требования ПДД, а перед любым изменением полосы движения – убеждается в отсутствии помех, соответственно, безопасности маневра.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
По российским ПДД под дорожной полосой подразумевается продольная зона проезжей части, с шириной, достаточной для движения ТС (транспортных средств) в один ряд. Одновременно ПДД указывают, что полоса не обязательно выделяется разметкой – ориентиром является ее продольное направление и достаточная ширина для проезда. Есть еще нюанс – если ширина проезжей зоны до разделительной линии или специального барьера позволяет двигаться машинам в 2 ряда, то число полос считается равным двум. Правила прямо предписывают водителям при неразличимости или смытой разметке самим определять количество полос, ориентируясь на ширину автомобиля и проезжей части, а также на обеспечение безопасного расстояния между рядами движущихся машин.
Город
В городских условиях автомобили могут занимать любую полосу, максимально удобную для водителя. В правилах нет упоминания о необходимости беспокоиться о неудобствах, которые могут быть созданы другим водителям (за исключением ситуаций, описанных ниже). В ПДД присутствует оговорка, касающаяся дорог с тремя и выше полосами для перемещения в каждую сторону. В этом случае выдвигаться в левую крайнюю полосу допускается только при загруженности остальных полос либо для маневра – съезда налево или изменения направления передвижения с учетом нанесенной разметки и установленных знаков.
Если через город пролегает автомагистраль или иная дорога с лимитом скорости свыше 80 км/ч, то ТС нужно вести ближе к правой стороне. Постоянное нахождение в левых полосам при отсутствии ТС в правых не допускается. Если автомобиль из-за поломки или конструкции не может разгоняться свыше 40 км/ч, то передвигаться по магистрали запрещено. В городском потоке нужно двигаться по правой полосе с перемещением на левые для маневрирования (огибания препятствия, изменения направления или поворота в левое ответвление). Если на дороге есть полоса, выделенная для движения в разных направлениях, то она может использоваться только для маневров – постоянно находиться на этом участке нельзя.
Вне города
Нормативы ПДД, регламентирующие передвижение по полосам вне населенных пунктов, намного проще, хотя и жестче. Водитель должен занимать проезжую часть ближе к обочине, левые полосы рассчитаны на обгон или могут использоваться для маневра – поворота налево или разворота. Передвигаться постоянно в левой полосе при свободной зоне справа запрещено, правило распространяется на любые автомобили вне зависимости от скорости движения. Если на трассе или загородной дороге есть полоса для движения в другом направлении (возможность организации оговаривается пунктом 9.3), то она используется только для маневров. Водитель может использовать полосу для обгона прочих ТС либо огибания препятствий, а также съезда на левые ответвления – постоянно находиться в полосе недопустимо.
Повороты
Наиболее простой маневр – это правый поворот. Водителю нужно уступить дорогу пешеходам при наличии перехода или автомобилям, едущим в перпендикулярном потоке – при наличии соответствующих знаков приоритета. Поворот осуществляется из крайней зоны ближе к обочине и непосредственно в крайний правый ряд. Если перед перекрестком есть знаки, допускающие поворот из нескольких полос, то смещаться вправо перед маневром не нужно. Поворот осуществляют с соблюдением траектории и полосы – из правой линии в правую, из средней в среднюю. Если на дорожном полотне за поворотом есть препятствие, то при повороте из нескольких рядов в один нужно соблюдать правило помехи справа – дорогу уступает автомобиль, к которому другое ТС приближается с правой стороны.
При съезде на перекресток с круговым движением не требуется смещаться в положение ближе к правой обочине. Водитель вправе въехать с любой полосы, соблюдая рядность и контролируя движение попутных автомобилей. При выезде смещаются вправо, левые полосы рассчитаны на движение по кольцу до требуемого съезда, перед которым нужно заблаговременно уйти в правый ряд.
При левом повороте практически всегда требуется пересечь полосы встречного потока. Перед маневром нужно уйти в левый ряд, а при наличии трамвайных линий с рельсами в одном уровне с дорожным полотном – выехать на пути попутного направления. Одновременно нужно смотреть на знаки и разметку, которые могут регламентировать другой маршрут поворота. Ряд после поворота может быть любым, но нужно снова смотреть на разметку и знаки. Если предусмотрен поворот в левую сторону из нескольких полос, то нужно соблюдать рядность и контролировать ситуацию вокруг автомобиля во избежание аварии.
Если предполагается поворот на реверсивный участок, то нужно занимать после съезда правую полосу. Перед маневром нужно убедиться, то движение по реверсивному участку открыто в том же направлении (при встречном потоке поворот запрещен). Разворот осуществляется из левого положения или с трамвайных линий попутного направления при расположении путей на одном уровне с проезжей частью. Если ширина дороги недостаточна, то можно смещаться перед разворотом вправо, предварительно убедившись в безопасности такого маневра. Естественно, что перед разворотом нужно уступить дорогу встречному потоку.
Заключение
Количество полос на дорогах определяется шириной проезжей части, измеренной от обочины до линии для разделения потоков с противоположным движением. При движении по полосам и поворотах нужно соблюдать ПДД и учитывать требования знаков и разметки. Нарушение правил движения по полосам, поворота и разворота карается штрафом, размер которого в зависимости от статьи ПДД может доходить до 5000 руб. с альтернативным наказанием в виде лишения прав на срок до полугода.