Это проверенные временем компании, поставляющие на рынок уже готовые технические решения или разрабатывающие агрегаты с учётом пожеланий заказчиков. С их продукцией приходится иметь дело большинству автомобилистов.
Достоинства и недостатки механики
Несмотря на известные преимущества АКПП, хорошо подготовленные водители с практическим складом ума, как правило, отдают предпочтение механическим коробкам передач. В этом нет ничего удивительного, поскольку в списке достоинств МКПП:
- Низкие массогабаритные характеристики. Тут всё дело в конструктивной простоте. Количество деталей, по сравнению с автоматом, в 2 – 3 раза меньше.
- Хорошая ремонтопригодность. При наличии запасных частей устранить неисправности можно в большинстве сервисных центров.
- Способность, без потери ресурса, длительное время выдерживать значительные нагрузки.
- Лёгкость обслуживания. Для долива или замены трансмиссионного масла не требуются сложные инструменты и особые навыки.
- Высокий КПД. Он составляет 98 – 99%, что благоприятно сказывается на расходе топлива и динамических характеристиках автомобиля.
При одинаковом качестве изготовления и прочих равных условиях — механика надёжнее автомата, а её ремонт и обслуживание обходятся дешевле.
Это то, что лежит на поверхности. Но есть у механической трансмиссии и не столь очевидные достоинства. Некоторые преимущества могут реализовать на практике только водители, получившие хорошую профессиональную подготовку. В некоторых ситуациях, например, при совершении обгона — оказывается очень полезной возможность самостоятельно выбирать передачу. Однако для принятия правильного решения, требуются знание особенностей конструкции автомобиля — и разумеется, большой стаж вождения.
В опытных руках классическая механика оказывается вне конкуренции на бездорожье, позволяя преодолевать препятствия, справится с которыми машинам, оснащённым АКПП — не под силу. При должном умении удаётся выбраться из непролазной грязи, используя эффект раскачки. Это когда, быстро переключая передачи, автомобиль заставляют двигаться то вперёд, то назад. Автомату такие манипуляции противопоказаны.
Машину с МКПП можно заводить с толчка или буксировать, без риска повредить трансмиссию. Это имеет особое значение для автомобилистов, эксплуатирующих технику в регионах, где расстояние до ближайших сервисных центров измеряется десятками, а иногда и сотнями тысяч километров.
Это всё плюсы. Что до минусов, то главным из них является необходимость постоянно выжимать сцепление и самостоятельно переключать передачи. В определённых ситуациях это создаёт немалые проблемы:
- на улицах крупных городов, особенно в часы пик, когда приходится постоянно дёргаться в пробках;
- во время работы рейсового транспорта, постоянно разгоняющегося и замедляющегося при движении между остановками.
В некоторых случаях нагрузки, испытываемые при этом водителем, становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний сердечнососудистой и опорно-двигательной систем.
Заключение
На этом, пожалуй, можно остановиться. Все прочие достоинства и недостатки автоматических и механических коробок передач не принципиальные, а конструктивные. Не имеет значения, каким вариантом трансмиссии оснащён автомобиль, если ответственный узел спроектирован и изготовлен плохо.
Однозначного ответа на вопрос, что лучше, механика или автомат, не существует. Всё дело в профессиональном уровне подготовки водителя и конкретных условиях эксплуатации транспортного средства.
Практика показывает, что выбор в пользу АКПП стоит сделать:
- начинающим автомобилистам, не освоившим в полной мере навыки управления транспортным средством;
- автовладельцам, большую часть времени эксплуатирующим технику в пределах крупных населённых пунктов или на сильно загруженных дорогах;
- водителям рейсовых автобусов и маршрутных такси, стремящимся снизить рабочие нагрузки.
По результатам проведённого анализа напрашивается вывод, что машины, оснащённые МКПП, имеет смысл предпочесть:
- жителям отдалённых регионов, где есть проблемы с ремонтом и техобслуживанием;
- тем, кто намеревается путешествовать на значительные расстояния, особенно по просёлочным дорогам и бездорожью;
- любителям активной езды, уверенным в том, что они способны выбирать правильные передачи лучше всякой автоматики.
Впрочем, это довольно субъективные выводы. Ведь психология у людей разная, а предпочтения могут со временем меняться.