Электронная дроссельная заслонка: принцип работы

Электронная дроссельная заслонка: принцип работы

Обзоры 23.01.25
Изначально дроссельная заслонка оснащалась механическим приводом, для соединения с педалью газа использовались тяги или тросик. С ужесточением экологических требований механический привод заменили на электронный, позволяющий блоку управления менять угол открытия заслонки без участия водителя. Электронная заслонка устанавливается на все автомобили, соответствующие экологическом классу от Евро-4.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общий принцип работы


При использовании электронного управления нажатие на педаль газа отслеживается датчиком. Сигнал передается в контроллер двигателя, который управляет дросселем. Для корректировки положения заслонки используется электрический двигатель. Блок управления двигателем отслеживает условия движения, при необходимости контроллер сам меняет угол открытия дросселя, не учитывая положение педали газа. Таким образом, электроника обеспечивает снижение расхода топлива, выводя двигатель из неоптимальных режимов, а также повышает безопасность движения.

Блок управления удерживает двигатель в зоне оборотов, соответствующих оптимальному для данных условий движения крутящему моменту. Для расчета оптимального значения контроллер сравнивает текущие показания с предпочтительными, рассчитанными по карте работы с учетом данных от разных датчиков. Блок управления корректирует подачу воздуха дросселем и меняет параметры работы систем впрыска и подачи питания.

Все процессы идут без участия водителя, который даже не обращает внимание на изменение параметров работы двигателя. Корректировка оборотов требуется для корректной работы круиз-контроля или антипробуксовочной системы.

Устройство


Водитель воздействует ногой на педаль газа, которая оснащена датчиком положения. Сигнал в аналоговой или цифровой форме поступает к блоку управления, который взаимодействует с приводом дроссельной заслонки. В случае неисправности любого компонента в щитке приборов срабатывает контрольная лампа Check Engine или EPC. После пуска двигателя контроллер определяет положение педали, соответствующее холостому ходу. Электрический привод дросселя дополнен двумя датчиками положения заслонки, по которым определяется угол открытия.

Заслонка установлена в модуле, расположенном после воздушного фильтра на впускном коллекторе. Заслонка установлена на оси, связанной зубчатой передачей с электрическим двигателем. На ведущей шестерне находятся угловые датчики, соединенные с контактными дорожками на крышке модуля. Производители иномарок Audi, BMW и других не допускают вскрытие модуля для ремонта или регулировки, хотя владельцы и сервисы нередко восстанавливают работоспособность дросселя.

Для подключения к бортовой сети на модуле имеется разъем, в котором чаще всего расположены 6 контактов. Пара контактов отвечает за подачу напряжения 12 В на электродвигатель, остальные – необходимы для обмена данными с датчиками угла открытия заслонки. Наличие двух датчиков обусловлено необходимостью повысить точность измерения угла. В конструкции предусмотрены механические ограничители, не позволяющие заслонке выйти за допустимые углы открытия.

В заслонке установлена пружина обратного хода, необходимая для перевода дросселя после отключения питания в аварийное положение. Пружина позволяет поддерживать движение автомобиля в случае выхода дросселя или системы управления из строя. Помимо механических ограничителей хода предусмотрена электронная защита – блок не позволит открыть заслонку на слишком большой угол.

Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL

Аварийный режим


В случае отсутствия сигналов обратной связи от датчиков положения дроссель переходит в аварийный режим. Происходит отключение части систем, определяющих значение момента, в зависимости от числа отказавших датчиков зависит работоспособность педали газа. В самой сложной ситуации привод дросселя отключается, двигатель переводится в режим холостого хода с повышенным числом оборотов. В итоге машина сможет передвигаться с небольшой скоростью, что позволяет добраться до безопасной стоянки. Аварийный режим активируется и в случае неисправности электрического привода заслонки.

Проблемы


В случае неисправности электронного дросселя требуется считать коды и расшифровать их значения. Затем следует проверить состояние проводки и штекеров, на машинах с пробегом нередко пропадает сигнал из-за окисления разъемов или обрыва проводов. Проблемы с дросселем возникают из-за износа или заклинивания электрического привода. В этом случае у владельца автомобиля есть выбор – приобрести модуль на разборке или попытаться разобрать штатный и заменить изношенные шестерни. Шестерни снимают с другой заслонки, либо используют детали из неоригинальных ремкомплектов.

В условиях сервиса проверяют корректность работы электронных компонентов по осциллограммам. При больших пробегах частично стираются контактные дорожки, которые можно попробовать восстановить грифелем карандаша. Такой ремонт помогает на короткое время, лучше поискать модуль заслонки в сборе или найти крышку с целыми дорожками на разборке.


Для определения угла положения измеряется сопротивление дорожек, зависящее от положения датчика относительно дорожки. При кустарном восстановлении карандашом сопротивления дорожек будут отличаться от требуемых значений из-за разницы в характеристиках материалов. В итоге дорожки будут проводить ток, но сопротивление окажется некорректным. Крайне редко проблемы с дросселем возникают из-за блока управления двигателем.


Заключение


Электронный дроссель позволяет корректировать работу двигателя без вмешательства водителя. В результате достигается снижение расхода топлива и повышается безопасность движения. В случае поломки компонентов электронного дросселя фиксируются ошибки, а в щитке приборов срабатывает предупредительная лампа. Дроссель переходит в аварийный режим, поддерживая работу двигателя с ограничением числа оборотов.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?