Кто есть кто в большой китайской автомобильной семье?

Кто есть кто в большой китайской автомобильной семье?

Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL Стоит ли покупать китайские автомобили, подробнее о HAVAL

В этой статье упоминается почти полсотни китайских марок, появившихся на российском рынке за последние несколько лет. Теперь нам с этим разнообразием жить, а потому неплохо бы в нем ориентироваться. Хотя бы ради осведомленности о вещах, которые нас окружают – совсем не обязательно владеть китайской машиной или собираться ее приобрести.

В самом же Китае сейчас около пяти сотен автомобильных брендов, каждый из которых производит несколько моделей. Несложно посчитать, что выбор нового автомобиля исчисляется тысячами вариантов. Как и во всем мире, большинство марок является частью той или иной группы компаний. Ниже обо всех по порядку.

Группа Chery

Самый известный массовому российскому потребителю китайский автоконцерн – Chery. Под одноименным брендом предлагается множество кроссоверов от мала до велика, к которым также затесался один седан категории «комфорт плюс». Модели Chery нацелены на водителей Kia, Hyundai, Skoda, Volkswagen и других вполне народных марок средней ценовой категории.

Omoda – это Chery для тех, кто «не такой, как все». Что-то вроде Mazda в прежние времена. Хотя в Китае про Омоду не слышали и покупают там эти же модели под базовым брендом Chery. У нас же в стране они поданы под соусом экспрессивного дизайна и активного стиля жизни, а также некоего активного комьюнити, созданного вокруг марки.

Jetour и Jaecoo (ударение на «у» в конце) – совсем молодые кроссоверные ответвления Chery, чьи названия спутать между собой проще простого. Обе марки предлагают модели среднего ценового диапазона. Но первое – это что-то про путешествия, а второе – больше про хайтек-дизайн и драйв. Разумеется, отличия пока что весьма условные, синтетические. Ролевые модели – Land Rover и Audi соответственно.

Наконец, Exeed – бренд «очень-хочу-в-премиум», который нацелен на пользователей Mercedes-Benz и Lexus. При этом младшая модель Exeed LX едва отличается по ощущениям от простенького соплатформенного Chery Tiggo 7 Pro. А вот флагманская VX после недавнего рестайлинга за свои деньги действительно впечатляет отделкой, оснащением и даже звучанием фирменной акустики с забавным названием Lion Melody.

Есть еще у Chery дочерняя марка Kaiyi (читается «кайи» - привыкнуть так же сложно, как к «Хёндэ» вместо «хундай»), которая производит на калининградском «Автоторе» седаны и кроссоверы с агрегатами Chery. А также недавно запущен бренд X-Cite, который с Chery прямо не ассоциирован, но фактически осуществляет локальную сборку Chery Tiggo 7 Pro на Автозаводе «Санкт-Петербург», где раньше выпускали Nissan.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Группа Great Wall

Марка «Великая стена» известна в России давно, и когда-то ее внедорожник под названием Hover был очень популярен – эдакий турбо-уазик с нормальным салоном и отличными потребительскими качествами, но также безбожно ржавеющий. Сейчас имя Great Wall Motors сократилось до аббревиатуры GWM в качестве названия бренда. Он предлагает всего две модели пикапов семейства Poer.

Зато по-настоящему известная и популярная в России марка группы Great Wall – это Haval (по официальной версии звучит как «Хавейл»). Haval и кроссовер – почти что уже синонимы, они есть у марки на любой вкус и даже немного разбавлены полноценными внедорожниками. Обзор на новинку HAVAL H5 смотрите на нашем YouTube-канале. 

Сейчас идет процесс искусственного разделения моделей на линейки Pro (ориентированные на офроуд модели) и City (город), но пока что логика отнесения к ним тех или иных Хавэйлов выглядит не слишком стройной.

Tank – это бренд тру-внедорожников (произносится – «Тэнк»): с рамами, понижайками, высокой проходимостью и каноничным дизайном. Младшая модель 300 получилась особенно удачной и адресована аудитории некогда относительно доступных моделей Jeep и Land Rover, а старшая 500 успешно отнимает покупателей у непомерно дорогих сегодня «параллельноимпортных» Toyota Land Cruiser 300. Обзор на TANK 400.

Wey – это премиальные и поэтому достаточно дорогие гибридные кроссоверы от Great Wall. Пока что слабо изучены российскими потребителями, но на примере Tank 500 концерн доказал, что умеет делать и качественные интерьеры, и мощные гибриды.
Ora –стильные городские электрохэтчбеки в неоретро-дизайне от группы Great Wall. Их целевая аудитория – любители Mini, Fiat 500 и прочих Volkswagen Beetle.

Группа Geely

За Geely прочно закрепилось потребительское клише «те же Volvo, только дешевле». Приверженцев этой марки особенно вдохновляет агрегатное родство их автомобилей с Volvo и корпоративное – с Polestar (электро-спортивный суббренд Volvo) и Lotus NYO (оживший на китайские деньги британский Lotus). Geely Monjaro очень полюбился российскому «среднему классу» и фактически стал новым Кодиаком или Хайлендером. А Coolray – самый быстрый и веселый из всех молодёжных кроссоверов, настоящий хит рынка. Подробнее о Coolray.
В концерн Geely также входят продающиеся в России неофициально, но, несмотря на это, крайне популярные премиум-электрички Zeekr, а также очень похожие на них за счет дизайна передней части гибридные кроссоверы Lynk&Co. Обзор на Zeekr 007.

Belgee – это то же самое, что X-Cite для Chery, то есть сборка не самых свежих моделей китайской марки (в данном случае это дорестайлинговый Coolray) под чисто локальным брендом. Только в данном случае – в Беларуси, на что и намекает название.

Еще одна аффилированная с Geely марка – Livan, вторым соучредителем которой является некогда известный в России, а позже разорившийся бренд Lifan. Неудивительно, что моторы, коробки, мультимедийки и всякие кнопочки внутри Ливанов – от разных моделей Geely.

Группа Dongfeng

Здесь «семейное древо» намного более запутанное и ветвистое, чем в вышеприведенных случаях. Но за не самым очевидным названием прячутся несколько марок, которые у россиян на слуху. Во-первых, это местная Evolute, которая выпускает в Липецке на заводе «Моторинвест» разные модели группы Dongfeng. В самом Китае они известны под брендами Seres, Forthing или, собственно, Dongfeng. А гибридный то ли кроссовер, то ли минивэн Evolute i-Space – это, например, близкий родственник кроссовера Aito M7, который стал лучшим автомобилем в Китае по версии Weibo. Подбробнее об автомобиле.

Последний также полуофициально (то есть – в отсутствие представительства марки) продается в России и известен как «автомобиль Huawei». У Aito есть ещё пара моделей, и все они связаны с Dongfeng (платформа и бензиновый мотор-генератор) и Huawei (компоненты электрического привода, мультимедиа и автопилотные системы).

Voyah – это премиальный бренд Dongfeng, который выпускает мощные и дорогие «электрички» (в том числе с ДВС-генератором) и представлен в нашей стране официально с гарантией.

M-Hero – тяжелый (во всех смыслах) люкс и отчасти даже китч, поскольку марка представлена единственным электрическим внедорожником – очень дорогим (больше 15 миллионов), массивным, сверхмощным и крайне брутальным. Как и Voyah, продается в нашей стране с полноценной дилерской поддержкой. Фишки Dongfeng Mengshi M Hero 917 

Группа JAC

Марка JAC в России стала известна после того, как возродили Москвич – кроссоверы и лифтбэки именно этого бренда собирают на московском автозаводе, где раньше выпускали Renault. В Китае эти модели известны под суббрендом Sehol. Кроме того, JAC предлагает в России небольшой модельный ряд под собственным именем – например, лифтбэк J7 нередко встречается в таксопарках. Наконец, в нашей стране достаточно популярна коммерческая техника этой марки – легкие грузовички и пикапы.

В Китае JAC известен своим партнерством с компанией Volkswagen, которая владеет контрольным пакетом концерна, а также совместным предприятием по выпуску батарей Volkswagen Anhui. Кроме того, до 2023 года на мощностях JAC производили премиальные и высокотехнологичные кроссоверы NIO ES8 (можно встретить в продаже по «серым» каналам в России), после чего NIO выкупила у JAC производственные площадки и теперь две компании сотрудничают только по линии батарейных технологий.

Группа GAC

Если JAC известен у нас в основном Москвичами и лифтбэком для такси, то GAC в первую очередь ассоциируется с крупным и достаточно дорогим кроссовером формата KIA Mohave – GAC GS8 (его еще рекламировал Баста). Судя по эстетике всех трех представленных в России моделей в стиле «монументальное оригами» и не самым низким ценам, GAC метит куда-то в аудиторию Lexus.

В Китае GAC известен тем, что в свое время насоздавал множество совместных предприятий по выпуску моделей европейских и японских брендов. А также своей электромобильной дочерней маркой Aion, которая производит любопытный ассортимент: однообъемник для такси, суперкар и гран-туризмо лифтбэк в стиле Mercedes-AMG GT 4-Door Coupe.

Группа Changan

В отличие от других китайских автомобильных групп, у Changan нет разветвленной системы брендов ни в России, ни даже в Китае. Но несмотря на это, Changan входит в пятерку самых крупных автопроизводителей Китая – особенно популярны там минивэны этой марки. В России таковые не продаются, но официальный модельный ряд широкий: 11 вариантов.

Также в порядке серого импорта в продаже встречаются недорогие кроссоверы дочерней марки Oshan/Auchan. А другой суббренд Changan для кроссоверов и внедорожников – Deepal – планируют выводить на наш рынок официально.

Также по схеме JAC/Москвич собираются выпускать «возрождённые» Волги – за основу этих машин взяли модели Changan и Auchan. Наконец, есть у Changan и нечто премиальное – это бренд Avatr, который выпускает электромобили радикально футуристичного дизайна. Обзор на AVATR 12 

Группа BAIC

BAIC – эдакий китайский «Москвич». В том смысле, что автокомпания с государственным участием, названная по имени столицы страны – Beijing (Пекин по-русски). Производит кроссоверы и седанчики среднего ценового диапазона, которые можно официально купить в России. Но по-настоящему BAIC интересна своими внедорожниками.

Во-первых, это BJ40 – близкий конкурент для Tank 300. В отличие от последнего, он оснащен съемной крышей а ля Wrangler, а с недавних пор в России официально продается и еще и с дизелем. Во-вторых, в Китае существует копия легендарного «Гелика» Mercedes-Benz – BAIC BJ80. Есть даже версия 6х6! А в-третьих, модель BJ90 – это творческое переосмысление Mercedes-Benz GL. Но в данном случае уже лицензионное, ведь у BAIC с Мерседесом есть совместное предприятие.

Помимо внедорожников, BAIC известна в нашей стране грузовичками Foton и BAW, а также хайтек-электричками Arcfox (последние встречаются в штучной продаже в России) – обязательные составляющие продуктового портфолио любого крупного китайского автоконцерна.

Группа SAIC

Аналогично пекинской BAIC существует также Шанхайская автомобильная группа SAIC, тоже с государственным участием. Несмотря на схожесть названий, это такие же разные предприятия, как GAC и JAC. Продукция SAIC на российский рынок пока не проникла, но ассортимент там огромный. Помимо стандартных грузовиков, автобусов кроссоверов, пикапов и минивэнов под различными суббрендами, а также совместных предприятий с Volkswagen и General Motors, SAIC выпускает множество видов электромобилей для внутреннего рынка.

Это марки IM Motors (что-то теслообразное, как и вышеупомянутый Arcfox), Wuling/Baojun (ситикар Wuling Hongguang Mini EV – самая популярная электричка Китая), а также MG и Roewe – бренды, которые получились из выкупленной китайцами обанкротившейся британской марки MG Rover. Один из ярких плодов этого спасения – электрородстер MG Cyberster, редкий для Китая формат двухместного спорткара. Также в портфолио SAIC есть бренды Rising (гибриды и электро) и Maxus (в основном утилитарные модели).

Группа FAW

Еще одна корпорация автомобильного сектора Китая, входит в условную «большую четверку госкомпаний» наряду с двумя вышеупомянутыми группами и Dongfeng. В России известна своими грузовиками, а также несостоявшимся проектом с АвтоВАЗом, когда на заводе в Санкт-Петербурге пытались собирать кроссовер FAW Bestune T77 под именем Lada X-Cross 5. В настоящий момент FAW продает эту модель (а также три другие – кроссоверы и лифтбэк) в России официально и под оригинальным названием.

Еще одно яркое воплощение FAW на нашем рынке – премиум-бренд Hongqi (произносится «Хон чи», но не «хун цы»). Марка, производящая автомобили для китайской партийной номенклатуры, чье название переводится как «красное знамя». Но истинная роскошь осталась в Китае – это представительские лимузины L5 и L1. К нам официально везут максимум электрокроссовер E-HS9 (его иронично называют «китайский Cullinan»), который выглядит монументально, но не дотягивает до премиум уровня. А компанию ему составляют кроссоверы и седаны среднего класса – последние встречаются в бизнес-такси.

Также частью группы FAW является внутренний китайский бренд Jetta, созданный совместно с давним партнером производителя – немецким Volkswagen. Соплатформенный со Skoda Karoq и Volkswagen Tharu кроссовер Jetta VS5 встречается и в столичном каршеринге.

Skywell

Уникальная ситуация, когда на российском рынке официально представлен «бутиковый» китайский автобренд, не образующий и не входящий ни в какую крупную группу. Компания Skywell когда-то начинала с пультов для телевизоров (тогда она называлась Skyworth), потом выпускала другую электронику, а относительно недавно переключилась на электробусы и затем на электромобили и гибриды.
В России представлена одна модель кроссовера (ET5/HT-i) с двумя силовыми установками: чисто электрической и последовательно-параллельной гибридной. Бизнес-модель присутствия на нашем рынке – полуофициальная, когда нет представительства, но есть обеспечивающий гарантию и сервис дистрибьютор, которым выступает один из крупных дилеров Chery.

Группа BYD

Бренд BYD в России официально не представлен, но знать его необходимо. Хотя бы потому, что это второй в мире по величине производитель батарей для электромобилей после китайского гиганта CATL. Но если последний выпускает только компоненты, то BYD производит и продает во многих регионах планеты широкий ассортимент автомобилей.

Самая нашумевшая недавняя новинка BYD – плавающий и ездящий «крабом» супервнедорожник Yangwang U8, который стоит больше 15 миллионов рублей. Помимо этого, модельный ряд состоит из теслаподобных седанов и кроссоверов, а также ситикаров и бюджетных гибридных кроссоверов. BYD также владеет оставшимся от некогда тесного партнерства с Mercedes-Benz брендом Denza, который сейчас предлагает единственную модель – минивэн Denza D9. Обзор интереснейшего рамного и гибридного внедорожника BYD Leopard 5 

Прочие марки

Помимо больших автомобильных групп, в Китае существуют десятки, если не сотни автомобильных стартапов. Но наиболее значимый и состоявшийся из таковых – проект Li Auto (Li Xiang, «Лисян»). Это внедорожник, который заменил россиянам Range Rover – комфортный, быстрый, достаточно роскошный и солидно выглядящий. У него отличное соотношение цены и качества, а также несколько размерностей, которые получили статус отдельных (условно) моделей: L6, L7, L8, L9. А недавно вышел новейший футуристичный минивэн Li Mega.

Также нужно упомянуть независимую марку HiPhi – она делает дорогие, мощные и шокирующие дизайном электромобили, будто выскочившие на реальные дороги из фантастических фильмов. Но производитель постоянно испытывает финансовые проблемы, которые недавно были в очередной раз чудесным образом решены – стартап выкупили американцы. Есть еще небольшой бренд электромобилей Leapmotor, который уже приглянулся акулам автобизнеса – в него инвестировал концерн Stellantis.

Еще одно название, которое можно встретить в каталогах импортеров китайской экзотики – это XPeng. Небольшая и до сих пор независимая компания предлагает несколько моделей, которые позиционируются как «умная» техника – с продвинутыми автопилотами, голосовыми помощниками и мультимедийными возможностями. Но в настоящий момент электронщиков из перспективного стартапа активно прибирает к рукам Volkswagen. Наконец, всеми любимый «топ за свои деньги» – Xiaomi. Стартапом этого гиганта никак не назвать, но в автомобильном мире они только дебютируют. И уже наделали много шума со своим «Тайканом за треть цены».
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?