9 способов выбраться, если автомобиль застрял в снегу

9 способов выбраться, если автомобиль застрял в снегу

Застрять в снежном капкане можно как на проселке, так и во дворе или на обочине дороги в крупном городе. Существует несколько способов самостоятельного выезда из снежной каши, подходящих для автомобилей с разным типом трансмиссии. 

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

Дорога, засыпанная снегом, может иметь твердое покрытие или ледяную корку. В первом случае колеса при пробуксовке дойдут до асфальта или замерзшего грунта, получат сцепление с дорогой и автомобиль начнет двигаться. Во втором случае пробуксовка продолжится, выбраться из снежного капкана своими силами будет достаточно сложно. Следует помнить, что даже при твердом покрытии без льда проходимость автомобиля зависит от толщины и плотности снега.
Если слой меньше клиренса, то машина сможет начать движение, в противном случае автомобиль ляжет на днище и потеряет способность к передвижению. Легкость старта на снегу зависит от характеристик резины и уклона дороги – тронуться в горку всегда сложнее, а буксующее колесо может «выгрызть» ямку в непрочном верхнем слое дороги, что создает дополнительные проблемы. 

Очистка дороги от снега

Самый надежный способ выезда – удаление снега из-под колес и на траектории предполагаемого движения лопатой. Снег нужно отбрасывать в стороны, процедура чистки является достаточно длительной и физически тяжелой. Для работы требуется нормальная снеговая лопата из металла или прочного пластика с металлической окантовкой кромки. Иногда чистка дороги не дает результата – машина может стоять на горке на ледяном покрытии либо ведущие колеса не могут вытянуть автомобиль из лунок, появившихся после длительной пробуксовки.
Достаточно сложно вычистить снег из-под автомобиля. Нужно аккуратно выгребать спрессованную массу по бокам машины и из-под бамперов, старясь не повредить лакокрасочное покрытие. Для уборки подойдет небольшая лопата либо доска подходящих размеров. Если машина сдвинется с места и снова застрянет, нужно убирать снег в освободившейся зоне из-под кузова. Процедура долгая и утомительная, но при отсутствии помощников или буксира является основным способом выезда из сугроба.

Раскачка

На автомобилях с механической коробкой для выезда из снега используют метод раскачки – быстрого поочередного включения первой и задней передачи. На машинах с автоматической, бесступенчатой или роботизированной коробкой метод раскачки не применяют из-за риска поломки трансмиссии – перед изменением направления движения требуется полная остановка машины. 
В любом случае выезжать из сугроба нужно плавно, стараясь избежать пробуксовки ведущих колес с образованием лунок или срывом плотного слоя снега до ледяной корки. При долгой раскачке из-за резкого переключения скоростей сцепление перегревается, запах гари указывает на необходимость прекращения попыток выезда. Если автомобиль оснащен ESP, то ее нужно отключить нажатием на кнопку перед началом попыток выезда из снега.
На автомобилях с автоматической коробкой, роботом или вариатором можно использовать другой метод раскачки. После попытки проехать вперед следует нажать на тормоз, а затем перевести селектор в положение задней передачи, снять ногу с тормоза и нажать на газ. Иногда несколько таких попыток позволят выехать из сугроба без буксира или длительной процедуры чистки дороги. На части машин в АКПП предусматривается зимний режим, при котором старт происходит со второй передачи с минимальным риском пробуксовки колес.

Изменение положения руля

На машинах с передним приводом есть смысл вращать руль в разные стороны, пытаясь поймать зацепление шин с дорогой. Установка руля вбок имеет смысл только для начала движения, затем нужно выставить колеса прямо. Если требуется выезд в сторону, то следует заранее пробить канавки для выхода колес. Для улучшения сцепления можно подсыпать песок или мелкий гравий.
Если автомобиль оснащен электронной имитацией блокировки дифференциала, то нужно резко нажать педаль газа до упора для срабатывания ассистента, а затем начать вращать руль. На автомобилях с задними ведущими колесами подобные операции невозможны. Автомобили с полным приводом рассматривать нет смысла – в большинстве случаев выбраться из снега даже на городском кроссовере можно очень быстро.

Выезд по колее

Если автомобиль попал в сугроб на ходу, то есть смысл попытаться отъехать назад по пробитой колее. Затем попытаться немного пробить сугроб и заново сдать назад. Если сугроб впереди продавить машиной явно не получится, то выехать назад по колее – есть смысл очистить колею и траекторию движения автомобиля.

Посторонняя помощь

Иногда для начала движения требуется небольшое усилие другого человека. Если попытки выехать из снега своими силами к успеху не привели, то можно попросить о помощи прохожих или водителей других автомобилей. Ситуация усугубляется на проселочных дорогах – ожидать другую машину придется долго.

Улучшение сцепления

Зачастую автомобилю для начала движения по снегу или льду требуется кратковременный зацеп ведущих колес с дорогой. При попытках выехать можно подкладывать под колеса резиновые салонные коврики или кусок брезента. Есть вероятность, что машина сдвинется вперед на пару сантиметров, а затем начнет постепенно выбираться на свободную дорогу. Если с собой есть саперная лопатка, то можно сделать насечки на льду по траектории движения шин. Удары нужно наносить аккуратно, в противном случае можно повредить покрышки лезвием лопатки. Также можно подсыпать под колеса песок или гранитную/мраморную крошку, если такой материал есть с собой или рядом с местом застревания в снегу.

Снижение давления

На автомобилях с повышенной проходимостью устанавливается система изменения давления в шинах. Водитель легковой машины может немного стравить давление в покрышках, увеличивая пятно сцепления. Давление нельзя снижать менее чем до 0,8 бара, а также резко газовать из-за вероятности проскальзывания диска относительно шины с повреждением вентиля и боковины. Стравливать давление нужно во всех шинах, вне зависимости от числа ведущих осей – увеличение площади пятна контакта снижает давление на грунт и уменьшает риск продавливания нижних слоев снега неведущими колесами. Процедура снижения давления целесообразна при наличии электрического насоса, подкачивать все 4 колеса ручным или ножным насосом долго и тяжело.

Буксир

Если автомобиль плотно засел в снежном месиве, то можно воспользоваться буксиром. Вторая машина должна иметь достаточный вес, желательно наличие полного привода и хороших шин. В ряде случаев используют рывковые тросы, но есть риск вырвать буксировочное кольцо – такая проблема типична для старых машин с кузовами, пострадавшими от коррозии. В стандартных условиях лучше всего использовать обычный трос, а буксировщик должен стоять на достаточно чистой дороге, обеспечивающей хорошее сцепление ведущих колес. При буксировке нужно включить двигатель и передачу, соответствующую направлению движения. В результате застрявший автомобиль помогает буксировщику и достаточно быстро выезжает из сугроба.

Цепи

Временно улучшить проходимость помогут пластиковые или стальные цепи, которые надевают на ведущие колеса. Иногда используют пластиковые подложки, которые подсовывают под ведущие колеса. Цепи важно правильно надеть на колесо и закрепить, в случае ошибки повреждение кузова гарантировано.

Заключение

Перечисленные способы позволят выехать из снега даже водителям с небольшим опытом. Также важно предварительно очищать место стоянки от снега – несколько минут работы лопатой сэкономят время и нервы, которые будут потрачены утром при попытках выехать из снежной каши. Также нужно уметь сопоставлять состояние дороги с возможностями автомобиля.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?