Подавляющее большинство автомобильных двигателей имеет жидкостную систему охлаждения. При подборе антифриза учитывают требования производителя – покупать жидкость можно только в крупных магазинах, специализирующихся на поставках технологических автомобильных жидкостей.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
На заре развития автомобильные двигатели с жидкостным охлаждением использовали дистиллированную воду. Эксперименты с использованием солевых растворов, имеющих низкую температуру замерзания и одновременно высокую коррозионную активность, показали непригодность таких составов для повседневного применения. Проблема с охлаждением была особенно острой для поршневых авиационных двигателей, для которых и были разработаны антифризы с низкой коррозионной активностью.
С 40-х гг. в контуры систем охлаждения автомобильных двигателей стали заливать смесь воды с этиленгликолем, позволившим повысить температуру кипения и избавиться от проблемы замерзания рубашки и радиатора во время стоянки зимой. В СССР первым массовым антифризом стал Тосол-40, который стал выпускаться одновременно с автомобилями ВАЗ. Для северных регионов производился Тосол-65, отличающийся низкой температурой кристаллизации. Кроме того, на рынке встречается множество других антифризов, соответствующих требованиям разных производителей автомобилей.
Состав
Любой антифриз представляет собой смесь этиленгликоля с водой, хотя есть жидкости на основе смеси пропиленгликоля с водой. Полученный раствор отличается высокой активностью и способен вызывать коррозию, поэтому в состав антифриза всегда входят присадки. Температура замерзания смеси зависит от пропорции, но жидкость при низкой температуре выглядит как взвесь кристаллов льда в этиленгликоле. При этом практически нет расширения объема, характерного для чистой воды и приводящего к разрыву деталей образовавшимся льдом.
Антифризы делятся на группы по составу:
- Традиционные, которые производятся в соответствии с российскими стандартами. К этой группе относится Тосол, который нельзя смешивать ни с каким другим антифризом.
- Карбосиликатные, содержащие пакет присадок на органической основе. Примером являются антифризы групп G12 и G12+ по классификации VAG. В зависимости от стандарта имеют разные допуски по смешиванию с антифризами с другим составом.
- Гибридные, созданные на базе пакетов присадок на органической и неорганической основе. Примером является антифриз G11 от VAG, который не допускается смешивать с G12, но возможно смешивать с G12+. Полученная жидкость не образует осадка, хотя и имеет несколько сниженные антикоррозионные свойства.
- Лобридные, содержащие присадки на органической и неорганической основе, может присутствовать глицерин. Примером является антифриз класса G13 от VAG, который может смешиваться с жидкостями других категорий, созданными на основе этиленгликоля.
У каждого производителя автомобилей есть свои требования к возможному смешиванию антифризов разного типа. Тот же VAG всегда руководствуется спецификацией TL774, по которой универсальными являются жидкости G12+ и G13 – их без последствий можно смешивать с другими жидкостями на основе этиленгликоля.
Классификация
Одной из самых популярных классификаций является градация от концерна VAG, согласно которой антифризы разделены на классы G11, G12, G12+ и G13, а для быстрой идентификации отличаются цветом. Важно понимать, что цвет охлаждающей жидкости никогда не является признаком ее принадлежности к какой-либо группе или классу. Наиболее яркий пример – для автомобилей Hyundai-KIA долгое время использовалась жидкость темно-зеленого цвета, которую затем вытеснил красно-оранжевый антифриз. Оба состава идентичны по характеристикам и могут смешиваться, несмотря на разницу цвета.
При исправной и чистой системе охлаждения жидкость практически не меняет цвет. Если на стенках были отложения, то после заправки свежей жидкости возможно изменение цвета. По этой причине при обслуживании систему охлаждения осушают вакуумом, а затем промывают дистиллированной водой. Нужно максимально удалить остатки старой жидкости и грязи, а лишь затем заполнить систему новым антифризом.
Где не нужно покупать антифриз
Не следует приобретать жидкости в магазинах, не специализирующихся на поставках автомобильных запчастей и расходных материалов. Как правило, в таких точках предлагают Тосол по заманчивым ценам. В состав жидкости входят агрессивные компоненты, вызывающие быструю коррозию металлических деталей двигателя. На поверхности образуются глубокие каверны, что приводит к появлению течи. Также не следует приобретать в таких магазинах антифризы, якобы ввезенные в РФ по схемам параллельного импорта.
Как правильно купить антифриз
В российских реалиях 2024 г. самое грамотное решение – покупка жидкости отечественного бренда через официального представителя. Хорошие компании предлагает жидкости для разных марок автомобилей, антифризы полностью соответствуют требованиям. Например, продукция Coolstream использовалась на заводе Hyundai-KIA в России при конвейерной заправке системы охлаждения.
Также на рынке можно встретить жидкости импортного производства, ввезенные по серым схемам. Приобретение таких антифризов оправдано только при полной уверенности в происхождении жидкости. На полках магазинов можно встретить жидкости компаний, расположенных в РФ и тщательно мимикрирующих под иностранные. Цены соответствуют или превосходят стоимость антифриза Coolstream, Sintec и других. Насколько целесообразно покупать такие жидкости – решать только владельцу автомобиля.
Обслуживание
При замене жидкости нежелательно смешивание антифризов разных классов, даже при условии заявленной производителями совместимости. Если пришлось долить жидкость в дороге, то рекомендуется после прибытия домой промыть контур дистиллированной водой и заправить свежий антифриз.
Заключение
При подборе антифриза учитывают требования производителя автомобиля, а покупку нужно совершать в крупном магазине. Следует избегать использования явно дешевых материалов из сетевых магазинов, риск приобретения жидкости с агрессивным составом очень велик. Если такой антифриз был залит в двигатель, то при первых признаках проблемы его нужно слить, систему несколько раз промыть дистиллированной водой, а затем заправить качественную жидкость.