Автомобили с автоматической и механической коробкой передач: что выбрать?

Автомобили с автоматической и механической коробкой передач: что выбрать?

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания оснащаются механической или автоматической коробкой передач, хотя версии с МКПП больше характерны для бюджетного сегмента или коммерческого транспорта. При выборе типа трансмиссии учитывают множество факторов – навыки водителя, условия эксплуатации, надежность коробок. Однозначных преимуществ нет ни у одной из коробок – выбор остается только за покупателем.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Цена

Автомобили с автоматической коробкой имеют немного лучшее оснащение и стоят дороже аналогов с «механикой». Разница в цене для новых машин составляет до 10%, для подержанных дельта несколько сокращается и зависит больше от пробега и технического состояния. Некоторые модели не предлагаются с МКПП, но могут оснащаться вариатором или гидромеханической коробкой. При этом машины комплектуются разными двигателями, модификации с вариатором чаще имеют привод на передние колеса, а версии с АКПП – полный привод.

Навыки водителя

Если обучение в школе велось на машине с автоматической трансмиссией, то в правах ставится соответствующая категория и водитель не имеет права передвигаться на автомобиле с МКПП. Ранее подобного правила не существовало, градация категорий по типу трансмиссии появилась только с 2014 г. Если планируется покупка машины с механической коробкой, то требуется пересдача экзамена и замена удостоверения. Но если водитель проходил обучение на машине с МКПП, то он может передвигаться на автомобиле с автоматической трансмиссией без пересдач экзамена.
Управление механической коробкой осуществляется рычагом, который необходимо перемещать при каждом переключении, одновременно выжимая педаль сцепления. Автоматические коробки, роботы и вариаторы управляются проще – достаточно перевести рычаг в требуемое положение, изменение передаточного соотношения осуществляется без вмешательства водителя. На многих современных АКПП предусмотрен режим ручного переключения рычагом или лепестками под рулем. Но коробка не позволит перекрутить или заглушить мотор, а в случае сильного падения или роста оборотов блок управления переключит скорость, не дожидаясь реакции водителя.
Эксплуатация автомобиля с МКПП требует контроля частоты вращения коленчатого вала. Перекрутить современный двигатель не получится, поскольку моторы оснащаются ограничителем оборотов. Но при торможении на повышенной передаче можно заглушить силовой агрегат. АКПП позволяет не контролировать тахометр – переключение скоростей осуществляется по заложенной программе. Кроме стандартного режима работы предусматривается «спортивный» алгоритм, при котором переход на повышенную ступень производится на повышенных оборотах для лучшей динамики разгона в ущерб топливной экономичности.

Условия эксплуатации

Движение в плотных городских пробках требует постоянной работы педалью сцепления и рычагом механической коробки. Водители, длительное время передвигающиеся на машинах с МКПП даже не замечают неудобств, но новичку подобные манипуляции не понравятся. Автоматическая коробка снижает нагрузку на водителя, которому требуется только нажимать на педаль тормоза и газа, контролируя ситуацию вокруг автомобиля в плотном потоке. Роботизированные коробки с двойным сцеплением первых лет выпуска в пробках работали в неоптимальном режиме, что приводило к ускоренному износу деталей. Но впоследствии преселективные роботы доработали, и проблемы от интенсивной эксплуатации в пробках остались в прошлом.

Обслуживание

Механическая коробка требует замены масла через 80-100 тыс. км, но сцепление и выжимной подшипник могут выйти из строя намного раньше. На ресурс деталей влияет как опыт водителя, так и условия эксплуатации. Но замена сцепления и выжимного подшипника производится в любом сервисе, для выполнения работ не требуется специальный инструмент. Подшипники, шестерни и вилки переключения выдерживают свыше 250 тыс. км даже при жесткой работе с педалью сцепления. 
Но у механических коробок могут быть и другие слабые места. Например, на ряде агрегатов встречается проблема разрушения шланга гидравлического привода сцепления. В результате педаль проваливается в пол – опытный водитель может добраться до зоны ремонта, переключая скорости без использования сцепления, пользуясь только педалью газа. Перегазовка позволяет выбирать скорости практически без последствий для коробки.
Автоматическая коробка более требовательна к условиям обслуживания. Замена жидкости и фильтра требуется через 40-60 тыс. км. Также в коробке имеется гидроблок с соленоидами, которые могут выходить из строя. АКПП оснащена фрикционными пакетами, ресурс которых зависит от условий эксплуатации и регулярности обслуживания. При регулярной замене масла автоматическая трансмиссия по надежности немного уступает механической коробке.
Вариаторы также требовательны к обслуживанию и плохо переносят резкие старты. Скольжение ремня по шкивам приводит к интенсивному образованию стружки, которая выводит из строя подшипники и попадает в планетарный редуктор. Вариатор обеспечивает очень плавное изменение скорости и подходит для водителей со спокойным стилем вождения, не пытающихся вырваться вперед на светофоре или заехать в глубокий сугроб или заполненную грязью колею.
Процедура замены масла в механической коробке достаточно проста – после снятия защиты поддона необходимо вывернуть пробку, трансмиссию перед обслуживанием необходимо прогреть. В автоматической коробке необходимо снимать поддон, под которым расположен гидроблок с фильтром. На преселективных роботах слив масла осуществляется через пробки, фильтр чаще всего располагается снаружи картера. Из-за большего объема работ замена масла в АКПП, вариаторе или роботе обойдется дороже.
Преселективные коробки могут оснащаться сцеплениями сухого или мокрого типа. В первом случае обслуживание робота предусматривает замену масла, на ряде моделей требуется адаптация сцеплений для компенсации износа деталей. Роботы с мокрым сцеплением надежнее и выдерживают повышенный крутящий момент. Но у преселективных коробок есть слабые места, зависящие от модели и производителя. Например, у Ford PowerShift часто встречается проблема с демпфером, встроенным в блок сцеплений. 

Динамические возможности и расход топлива

Механические коробки передач обеспечивали лучшую динамику по сравнению с АКПП, но с выходом преселективных роботов ситуация изменилась. Роботизированные коробки с двумя сцеплениями позволяют переключать скорости быстрее, чем это делает водитель. Появление гидромеханических коробок с шестью и более передачами позволило приблизить динамику машины к результатам, полученным с МКПП. 
Похожая ситуация складывается и с топливной экономичностью. Устаревшие 4-ступенчатые АКПП уступали «механике», но по мере увеличения числа передач разница нивелировалась. Кроме того, автоматическая коробка способна удерживать двигатель в наиболее экономичном диапазоне оборотов, что способствует снижению расхода горючего. Преселективные коробки позволяют еще снизить расход топлива, особенно в связке с двигателями с наддувом. Взамен владелец получает другие проблемы, но экономия на горючем очевидна. 
Вариатор всегда экономичнее механической коробки за счет бесступенчатого изменения передаточного соотношения и поддержания оптимальных оборотов двигателя. Но коробка требует частой замены масла, не годится для поездок по бездорожью или по трассе с высокой скоростью. Выход ремня на периферийную часть шкива приводит к резкому ускорению износа коробки.

Форс-мажорные ситуации

Проблема разряженного аккумулятора знакома всем водителям. Машину с механической КПП можно запустить буксировкой или скатыванием с пригорка. Автомобили с автоматической, преселективной коробкой или вариатором подобного обращения не допускают. Но по состоянию на 2023 г. есть масса компактных аккумуляторов, помещающихся в небольшой сумке и способных запустить двигатель. Другое дело, что портативные батареи не любят низкой температуры и могут подвести в самый неподходящий момент.

Особенности эксплуатации

В теории, механическая коробка готова к движению сразу после пуска двигателя. АКПП и вариатор требуют прогрева жидкости, которая проходит через гидротрансформатор и постепенно греется. Но по факту – зимой после холодного старта требуется не менее 3-5 минут для отогрева стекла или очистки кузова от выпавшего снега. Некоторые автоматические коробки могут работать с толчками при переключении даже после кратковременного прогрева, но затем рывки пропадают. 
Механическая коробка достаточно спокойно переносит быстрое переключение с первой на заднюю передачу и назад. Подобная методика необходима для раскачки при попытках выехать своими силами из глубокой колеи, сугроба или грязи. Автоматические коробки и преселективные роботы требуют полной остановки автомобиля перед переключением направления движения. Замечание справедливо и для вариаторов.

Заключение

При выборе типа трансмиссии, если подобное возможно в рамках понравившейся модели автомобиля, учитывают будущие условия эксплуатации. Если выезды на бездорожье не запланированы, то можно смело приобретать машину с любым видом автоматической коробки. Но для суровых условий или коммерческой эксплуатации следует предпочесть «механику» - МКПП чаще всего встречается именно на таких машинах или автомобилях бюджетного класса, позволяя дополнительно снизить цену.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?