Газобаллонное оборудование (ГБО): экономия денег, конец мотору или все же бахнет?

Газобаллонное оборудование (ГБО): экономия денег, конец мотору или все же бахнет?

Перевод автомобиля на газ позволяет снизить расходы на топливо, хотя и требует начальных вложений на покупку и монтаж оборудования. При грамотной установке в сервисе аппаратура не увеличивает взрывоопасность, но ряд двигателей требуется регулировать для корректной работы на газообразном топливе.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

В России для двигателей используется смесь пропана и бутана – эксперименты с метановой аппаратурой проводились в эпоху СССР. При сгорании газа образуется меньше вредных веществ, хотя двигатели все равно необходимо оснащать каталитическим нейтрализатором. Перевести на газ можно как карбюраторные двигатели, так и моторы с системой впрыска бензина. Агрегат сохраняет возможность работы на жидком топливе, которое зачастую используется при старте, а затем двигатель автоматически или принудительно переключают на газ.
Конструктивные особенности оборудования в зависимости от поколения:
  • I – самое раннее, отличается раздельным исполнением газового редуктора и испарителя;
  • II – отличается совместным модулем редуктора и испарителя и фильтром для очистки газа в жидком агрегатном состоянии;
  • III – отличается наличием электронного дозатора с обратной связью с датчиком концентрации кислорода в выхлопных газах, является сравнительно редким;
  • IV – отличается полностью электронным управлением с совместной работой со штатным контроллером двигателя, перевод газа из жидкой фазы в газообразную происходит за счет форсунок впрыска;
  • V – подача жидкого газа осуществляется насосом, переход в газовую фазу происходит за счет отдельных форсунок;
  • VI – распыляет газ при помощи штатных форсунок двигателя, позволяет перевести на газ моторы с прямым впрыском в камеры сгорания.

Возможна установка аппаратуры для подачи газа на дизели. Из-за отсутствия системы зажигания вместе с газом осуществляется подача небольшой дозы жидкого топлива – в противном случае невозможно воспламенение смеси. Установка газовой аппаратуры на дизели экономически целесообразна не всегда, поскольку доля жидкого топлива в зависимости от условий движения составляет 20-80%. Минимальное количество солярки требуется на трассе при равномерном режиме движения.

Затраты

Основным плюсом газа в качестве топлива для автомобильных двигателей является цена, которая практически в 2 раза ниже, чем у бензина. При этом расход газа на 15-20% выше, но все равно эксплуатация автомобиля на таком топливе будет выгодной. Перевод автомобиля на газ требует вложений – нужно купить, установить, а также регулярно обслуживать аппаратуру. Оборудование окупается уже за 30 тыс. км – при среднем расходе бензина и газа 10 и 12 л на 100 км экономия составит около 60 тыс. руб., что сопоставимо с расходами на покупку и установку аппаратуры IV поколения, наиболее распространенного на рынке.

При расчете срока окупаемости и расходов необходимо учитывать техническое обслуживание аппаратуры. Через каждые 15-20 тыс. км требуется установка новых фильтрующих элементов в линиях подачи жидкой и газообразной фазы с одновременной проверкой герметичности контуров. По мере увеличения пробега потребуется обслуживание редуктора, срок службы деталей определяется производителем и типом оборудования. Также нельзя исключать и риск поломки форсунок впрыска газа.

Тип оборудования

На рынке доминирует аппаратура IV поколения – оборудование II генерации встречается редко, поскольку рассчитано на карбюраторные двигатели, хотя и может устанавливаться на моторы с распределенным впрыском. Приобретать аппаратуру II поколения в современных реалиях рискованно – механическая регулировка процесса подачи газа далека от идеала, что может привести к обратным вспышкам. Взрывы смеси в металлическом коллекторе карбюраторного двигателя сравнительно безопасны, но пластиковый коллектор не выдержит таких перегрузок.

Риски для двигателя

Газовоздушная смесь отличается меньшей скоростью горения, что приводит к догоранию топлива в момент выпуска. В теории, подобный алгоритм работы способен вывести из строя выпускные клапаны и вызвать калильное зажигание. При переводе на газ увеличивается угол опережения зажигания, что позволяет минимизировать догорание топлива на выпуске и перегрев клапанов. Способы регулировки рабочих процессов сгорания зависят от поколения аппаратуры подачи газа.

Багажник

Установка газовой аппаратуры требует поиска места для монтажа баллона. Зачастую емкость ставят в нишу для запасного колеса, в этом случае при проколе придется использовать аптечку для быстрого ремонта шин. На коммерческих автомобилях ситуация проще – баллон крепят на лонжероне рамы. На легковых машинах старого образца, не имеющих ниши для запасного колеса, баллон придется ставить за спинкой заднего сиденья, жертвуя полезным объемом багажника.

Взрывоопасность

Риск взрыва баллона или газа при правильно смонтированном и регулярно обслуживаемом оборудовании отсутствует. Другое дело, если есть явные утечки газа, а владелец продолжает эксплуатировать автомобиль. Баллон оснащается клапаном, который сбрасывает газ в атмосферу при возникновении аварийной ситуации – даже в случае пожара газ просто выгорит, а не взорвется после перегрева баллона. 
Никогда не следует пытаться отрегулировать аппаратуру своими силами, такое же замечание касается и обслуживания – затраты на услуги сервиса невелики. В эпоху распространения газового оборудования на карбюраторных двигателях нередко прогорали клапана – причиной была неправильная регулировка аппаратуры владельцами.

Заключение

Грамотная установка и регулярное обслуживание делают газобаллонное оборудование абсолютно безопасным. Газ никак не влияет на ресурс двигателя, проблемы возможны только при неправильной самостоятельной регулировке аппаратуры. Что касается экономической целесообразности, то срок окупаемости оборудования зависит от множества факторов и составляет 30-50 тыс. км.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?