Автомобили с электрической силовой установкой за последние годы перестали быть экзотикой. При подборе модели необходимо учитывать несколько факторов – запас хода, доступность запасных частей, наличие сервисной поддержки. В противном случае можно столкнуться со сложностями при эксплуатации, и электрический автомобиль окажется дорогой игрушкой для редких выездов.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Немного статистики
Популярность электрических автомобилей в России невелика, в среднем на вторичном рынке за месяц продается от
728 до 899 шт. Лидерами являются модели Nissan, Tesla и Hyundai. Основными потребителями являются Москва, Краснодарский край и Иркутская область. За 2022 г. было реализовано всего
2998 новых электромобилей. Прирост потребления есть, но электрические машины в России сильно уступают моделям с поршневыми двигателями.
Место производства
Из-за ухода большинства производителей с российского рынка дилеры вынуждены ввозить автомобили по «серым» схемам. На такие машины не распространяется гарантия, владелец не сможет обновить программное обеспечение или заменить бракованные детали в рамках отзывных акций. Кроме того, такие автомобили зачастую не проходили испытания в России и могут оказаться не приспособленными к сложным условиям эксплуатации.
В России нет производства собственных моделей электромобилей, но на ряде заводов организована сборка китайских машин (например, JAC на бывшем заводе Renault в Москве). При покупке таких автомобилей владелец получает гарантию, хотя процесс поставки запасных частей также далек от идеала. Плюс далеко не всех потенциальных покупателей устраивает дизайн и уровень оснащения китайских моделей.
Регион эксплуатации
Перед покупкой следует изучить карту с указанием мест подзарядки электромобилей, владельцы собственных домов находятся в выигрышном положении – они могут заряжать батареи от бытовой сети. Собственникам жилья в многоквартирных домах придется пользоваться услугами станций зарядки, поэтому рекомендуется заранее оценить их загрузку. В областных городах станции почти всегда свободны, в мегаполисах ситуация может быть сложнее.
Лучше выбирать модели с максимально большим запасом хода по стандарту WLTP, методика NEDC меньше соответствует реальным условиям эксплуатации. По мере старения батарей запас хода будет падать. Следует сразу учесть – быстро перезарядить электромобиль не получится, для полной зарядки аккумуляторов потребуется несколько часов (время зависит от мощности зарядной станции и модели машины).
При эксплуатации электромобиля в южных регионах владелец столкнется с ускоренной деградацией батареи из-за перегрева. Проблемы появляются через 5-7 лет, если собственник планирует долго ездить на машине, то следует заранее подготовиться к затратам на обновление аккумулятора. Ускоренная зарядка также способствует перегреву батареи и сокращению ресурса электромобиля.
Режим эксплуатации
Если электромобиль будет использоваться для загородных поездок, то нужно выбирать модели с запасом хода от 300 км. Но всегда следует планировать поездки и искать зарядные станции на маршруте, а также учитывать их мощность. Для городской эксплуатации подойдут машины с менее емкими аккумуляторами, но нельзя забывать об ускоренном разряде при частых разгонах. Зимой запас хода всегда сокращается из-за падения емкости батарей и включения систем обогрева. Еще одной особенностью электромобилей является уменьшенный клиренс из-за батареи под полом кузова.
Популярные модели
Лидерами рынка новых электромобилей в России за 2022 г. стали:
- Tesla Model Y, разошедшаяся в 475 экземплярах;
- Tesla Model 3, продажи составили 397 шт.;
- Audie-tron, владельцев нашли 289 машин;
- Volkswagen ID.4, продажи составили 272 шт.;
- Porsche Taycan, реализованный в количестве 194 шт.;
- Evolute i-PRO, продажи составили 179 шт.;
- BMW iX, реализованный в количестве 101 шт.
Большинство перечисленных моделей официально купить в 2023 г. невозможно. Исключением стала только китайская модель Evolute i-PRO, которая почему-то заявляется как российская. Изначально машина имеет обозначение Dongfeng Aeolus E70 и собирается в Липецке по крупноузловой технологии. Цена по состоянию на весну 2023 г. начинается от 3,147 млн руб. За 60-80 тыс. руб. клиенту предлагается настенная зарядная станция мощностью 11 или 22 кВт.
Вышедший на рынок РФ в 2023 г. «Москвич 3е» предлагается клиентам за 3,5 млн руб. Продажи стартовали в феврале, от стандартного китайского JAC Sehol E40X машина отличается только увеличенной емкостью батарей (65,7 кВт*ч по сравнению с 55 кВт*ч). Предусмотрена система поддержания температуры аккумулятора, важная при эксплуатации в зимних условиях.