Счастливый покупатель нового или подержанного автомобиля может столкнуться с проблемами технического или юридического характера, не позволяющими эксплуатировать машину. Новый автомобиль можно вернуть дилеру по гарантии, существуют механизмы расторжения договора купли-продажи и подержанного транспортного средства.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Гарантийный автомобиль
Любая
новая машина имеет гарантию, срок которой устанавливает изготовитель. При этом гарантия укорачивается на ряд компонентов, подверженных быстрому износу (шины, аккумулятор). Если поломка признается гарантийной, то ремонт осуществляется бесплатно для владельца. Срок ремонта не может превышать 45 дней, в противном случае автомобиль подлежит замене. Владелец вправе расторгнуть сделку при наличии подтвержденной информации о наличии существенных проблем с автомобилем.
Алгоритм действий
Для расторжения договора необходимо:
- Собрать доказательную базу – сфотографировать или зафиксировать на видео неисправность, а затем обратиться к дилеру с требованием устранить дефект. Важно получить письменное подтверждение наличия поломки и все документы, доказывающие обращение к официальному дилеру.
- Убедиться в соответствии дефекта гарантийным обязательствам производителя. При отказе дилера от гарантийного ремонта получить письменное разъяснение причин.
- Составить и подать досудебную претензию с оправкой заказным письмом или вручением представителю продавца под подпись с печатью.
- В случае отказа со стороны дилера решить вопрос в досудебном порядке провести независимую экспертизу и составить официальную претензию с привлечением юриста, разбирающегося в тонкостях делопроизводства, касающегося возврата автомобилей по причине дефектов.
- Подать иск в суд, в заседаниях вправе участвовать представитель собственника.
Подержанный автомобиль
Если приобретается подержанный автомобиль, все еще находящийся на гарантии производителя, то владелец вправе требовать устранения поломок, возникших вследствие заводского брака. При этом обязательно будут сложности – производитель постарается не признать дефекты гарантийными, ссылаясь на нарушения правил эксплуатации. Юридическое лицо, выступающее продавцом, должно провести подготовку автомобиля и сообщить покупателю об имеющихся недостатках. Сведения о дефектах должны вноситься в акт приема-передачи, подписываемый покупателем и продавцом.
Описанный выше процесс является теоретическим, на практике ситуация иная. Продавец не всегда досконально проверяет автомобиль с пробегом, ограничиваясь поверхностной диагностикой. В результате часть проблем остается незамеченной. Возможны и иные ситуации – машина зависает в продаже, перемещается между площадками, проходит через ряд пробных поездок. В итоге получает повреждения, не учтенные в первоначальном отчете.
Совет: при приобретении подержанной машины нужно обращать внимание на дату приемки и проверки.
Согласно законодательству РФ, у покупателя подержанной машины не на гарантии производителя есть 15 дней на выявление недостатков. В ряде случаев продавец может указать в акте наличие неисправности всех систем, подстраховываясь от возможных претензий. Подписание такого договора фактически лишает покупателя шансов на бесплатный ремонт или возврат автомобиля из-за ненадлежащего качества. Если при покупке предлагается подписание акта с такими формулировками, то от автомобиля лучше отказаться. В противном случае все ремонты будут за счет владельца, а оспорить договор через суд практически нереально.
Продавцы подержанных автомобилей идут и на другие уловки. В акте может указываться формулировка, что покупатель приобретает машину, понимая ее техническое состояние. Возврат в этом случае возможен через суд, который признает нарушения при информировании покупателя о его правах. В этой ситуации возможна другая проблема – автосалон может указать в договоре адрес суда, который будет разрешать споры. Расчет ведется на юридическую неграмотность покупателя – по закону человек вправе подавать иск по месту жительства, вне зависимости от информации об адресе суда в договоре.
Процесс возврата
Процедура возврата подержанного автомобиля начинается с фиксации неисправностей с оформлением претензии в адрес продавца. Документ высылают по почте заказным письмом с уведомлением либо отдают представителю под подпись, заверенную печатью салона. Владелец вправе потребовать устранения неисправностей, выдачи другого автомобиля либо возврата машины и денег (сумма сделки указана в договоре). Если автомобиль не способен передвигаться, то его придется доставлять продавцу на эвакуаторе за свой счет или с использованием транспорта продавца. Для подтверждения характера поломки есть смысл провести независимую экспертизу. У продавца есть 10 дней на рассмотрение претензии, после истечения срока и отсутствии ответа у владельца остается один путь – подача иска, составленного с привлечением грамотного юриста, в суд.
Заключение
Возврат гарантийного автомобиля дилеру возможен при наличии критических дефектов или ремонте, срок которого превышает 45 дней. С подержанной машиной ситуация сложнее – если продавец провел грамотную диагностику и указал в акте приема-передачи выявленные поломки, то покупатель может попытаться вернуть автомобиль только в одном случае – при обнаружении на протяжении 15 дней после покупки критических дефектов, не указанных в акте.