Как выбрать автомобиль для путешествий по бездорожью?

Как выбрать автомобиль для путешествий по бездорожью?

Далеко не каждый владелец приобретает автомобиль для передвижения по дорогам с твердым и качественным покрытием. Людям, увлекающимся путешествиями по бездорожью, необходима машина с повышенной проходимостью. Кроме того, автомобиль должен быть достаточно простым по конструкции и дешевым в эксплуатации, поскольку поломки в условиях бездорожья практически норма.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие вопросы

Автомобили для бездорожья можно условно разделить на две группы:
  1. Рассчитанные на движение по грунтовым дорогам и способные преодолевать лужи глубиной до 200-300 мм. В эту категорию входят практически все кроссоверы с полным приводом, которые являются универсальными. Машины могут эксплуатироваться как в условиях бездорожья, так и на дорогах с твердым покрытием.
  2. Предназначенные для движения по разбитым дорогам с глубокой колеей и оснащенные вынесенным к кромке крыши воздухозаборником, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной свыше 500 мм. Из-за специфических шин и увеличенного дорожного просвета машины мало подходят для движения в городе. Автомобиль сможет ехать по шоссе, но уровень комфорта будет откровенно низким.
Кроме того, необходимо разделять понятия кроссовер и внедорожный автомобиль. Кроссовером является машина с несущим кузовом, имеющая увеличенный клиренс и оснащенная полным приводом с электронным распределением крутящего момента. Классический внедорожник имеет рамную конструкцию и постоянный полный привод с дополнительными блокировками. Кроме того, автомобили отличаются конструкцией и прочностью подвески.

Основные требования

Автомобиль для эксплуатации в условиях любого бездорожья должен:
  • иметь полный привод – от идеи покупки упрощенной модификации с передними ведущими колесами следует сразу отказаться;
  • дополнительную защиту колесных арок и цвет, хорошо маскирующий царапины от грязи и веток;
  • возможность установки дополнительного багажного отсека на крышу.
Классические внедорожники оснащаются дизелем с турбиной и механической коробкой передач, хотя можно найти и неплохие модели с надежной автоматической трансмиссией. Если планируется создание экспедиционного автомобиля, то наличие рамы станет преимуществом. За счет подъема кузова над рамой удается установить колеса с увеличенным диаметром, позволяющие нарастить дорожный просвет. Обязательным условием является наличие пониженного ряда в раздаточном редукторе и межосевого дифференциала с принудительной блокировкой. Если блокировка будет и в каждой ведущей оси, то это только улучшит внедорожные характеристики автомобиля.
Для регулярных выездов на природу можно приобретать любой кроссовер с полным приводом – новый или подержанный. Но если планируются экспедиционные выезды, то целесообразно искать подержанный рамный внедорожник, а затем доводить автомобиль под свои требования. Есть и альтернативное решение – купить переоборудованную экспедиционную машину, которую можно и не переделывать. Все зависит от бюджета и технического состояния выбранного экземпляра.
Наилучшую проходимость имеет автомобиль с большим клиренсом, короткой колесной базой и небольшими свесами, не имеющий выступающих элементов на днище. Но в этом случае салон будет тесным для 4 взрослых пассажиров, задний ряд сидений больше пригоден для подростков. А в случае перевозки багажа, необходимого в путешествии, емкости грузового отсека и кофра на крыше просто не хватит. Кроме того, высокий и короткий автомобиль будет неустойчив. Таким образом, при подборе внедорожника для экспедиций учитывают диаметрально противоположные требования. 

Требования к внешнему виду

Если внедорожник с пробегом имеет заводскую окраску и целый кузов без вмятин и замененных элементов, то машина эксплуатировалась в щадящем режиме. Наличие дефектов или покрытия специальной краской «раптор» указывают на достаточно суровые условия эксплуатации. Следует выбирать автомобиль в как можно более исправном состоянии, хотя аккуратный владелец всегда следит за состоянием техники, невзирая на условия эксплуатации.
Рама внедорожника является номерным агрегатом – номер наносится на лонжероне и указывается в регистрационных документах. Поскольку рама сделана из стали, то от воздействия воды номер может стать нечитаемым. Перед покупкой важно оценить состояние идентификатора на раме, если коррозия уничтожила номер, то от покупки лучше отказаться. Также следует проверить номера и на кузове – процедура осмотра ничем не отличается от процесса контроля любого подержанного автомобиля.

Техническое состояние

Покупка внедорожника с пробегом должна сопровождаться оценкой технического состояния. Например, бюджетные модели зачастую дешевле и проще отремонтировать, хотя найти некоторые детали для машин старше 20 лет удается не всегда. Техника премиальных брендов достаточно надежна и комфортабельна, но требует квалифицированного обслуживания. С другой стороны – практически в каждом среднем городе есть профильный сервис, занимающийся ремонтом и модернизацией экспедиционных автомобилей. Покупателю важно грамотно рассчитать бюджет – денег должно хватить не только на покупку, но и на содержание автомобиля.
Если покупатель слабо разбирается в конструкции машин, то целесообразно потратиться на подбор автомобиля. Самостоятельно можно проверить внедорожник по общедоступным базам – выяснить наличие ограничений на регистрацию, убедиться в отсутствии залоговых обременений. Также важно тщательно проверить кузов и раму на предмет повреждений в авариях – при сильных ударах нарушается геометрия деталей, что приводит к сложностям при последующей эксплуатации.

Возможность модернизации

Любой внедорожник в исходном заводском состоянии является компромиссным решением. Шины чаще всего рассчитаны на движение по шоссейным дорогам и легкой грязи, лебедка кране редко входит в заводское оснащение. Кузов внедорожника покрыт эмалью с лаком, при движении по лесу покрытие быстро придет в негодность. Колесные арки практически никогда не имеют расширителей для защиты боковин кузова и стекол от грязи. При первом выезде на серьезное бездорожье владелец столкнется с необходимостью доработки автомобиля либо отказа от таких путешествий.
Опции, которые будут полезными при покупке подержанного внедорожника:
  1. Покрытие кузова специальной эмалью «раптор». С одной стороны – новому владельцу не придется тратиться на перекраску. С другой – никто не знает, насколько качественно готовились поверхности под покраску. Если не были устранены очаги коррозии, то через некоторое время на кузове появятся пятна ржавчины.
  2. Электрическая лебедка с выносным пультом управления, позволяющая вытянуть застрявший автомобиль. Крепится к лонжеронам рамы и подключается к бортовой сети автомобиля – существует много моделей лебедок, отличающихся тяговым усилием и надежностью.
  3. Установка защитных накладок на колесные арки, помимо отражения потоков воды и грязи элементы предотвращают появление сколов краски и очагов коррозии.
  4. Наличие покрышек со специальным рисунком протектора, рассчитанным на передвижение по глубокой грязи. Преимуществом шин является увеличенная высота боковины, дорожный просвет также увеличивается на несколько сантиметров.
  5. Установка защитных элементов на днище. Например, металлические экраны рулевых тяг предотвращают повреждение деталей при наезде на препятствие, скрытое слоем грязи или снега. Щитки защищают картеры силового агрегата, раздаточного редуктора и других узлов, которые могут выводиться из строя ударами о посторонние предметы на дороге.

Двигатель

Внедорожники конца 90-х гг. прошлого века и первого десятилетия XXI века оснащались дизелями с механическим насосом с минимальным количеством электроники. Впоследствии стали использовать аппаратуру CommonRail с блоком управления, а в системе выхлопа появились компоненты для снижения токсичности отработавших газов. Что касается надежности, то при регулярном обслуживании любой дизель не доставит проблем владельцу. Но важно помнить о риске случайной поломки, которую невозможно обнаружить при диагностике или обслуживании. Большее количество электроники усложняет автомобиль, в случае попадания воды в разъемы блоки могут самопроизвольно отключаться или работать с перебоями.


У дизеля есть еще один недостаток – топливо делится на зимнее и летнее по температуре застывания. При выезде по бездорожью нужно помнить о возможном перепаде температур – например, в гористой местности. Бензиновый мотор лишен подобного недостатка, но запас тяги на малых и средних оборотах недостаточен для движения в условиях тяжелого бездорожья. Наличие пониженного ряда в раздаточном редукторе снижает негативный эффект, но дизель все равно будет предпочтительнее. Кроме того, дизельный двигатель выигрывает у бензинового и по расходу топлива. В результате с собой можно брать меньше канистр с горючим, что важно с учетом малой полезной вместимости экспедиционного внедорожника.

Заключение

Выбор автомобиля для частой эксплуатации в условиях бездорожья является непростой задачей. Для выездов на природу подойдет любой кроссовер с полным приводом, но для серьезной грязи требуется рамная машина. Такие автомобили обычно дорабатывают владельцы, ориентируясь на условия эксплуатации и собственные предпочтения. Стоимость переделки зачастую превышает затраты на покупку хорошего экземпляра внедорожника с пробегом, что важно учесть при планировании бюджета.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?