Срок эксплуатации стартерного аккумулятора зависит от множества факторов и варьируется в пределах от 3 до 12 лет. Рано или поздно любой владелец машины сталкивается с необходимостью покупки новой батареи. При выборе можно использовать интерактивные каталоги, учитывающие конструктивные особенности автомобиля в зависимости от марки и модели.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Для запуска двигателя используются батареи свинцово-кислотного типа с рабочим напряжением 12 В. На машинах старых моделей или мотоциклах встречаются АКБ на 6 В. Грузовики и автобусы оснащаются спаренными батареями, напряжение в бортовой сети доведено до 24 В. Аккумулятор оснащается корпусом из пластика, на котором может присутствовать выступ для крепежной планки. Контакты расположены на верхней части корпуса.
Существует несколько разновидностей стартерных АКБ:
- с пластинами из свинца с добавлением сурьмы;
- с пластинами из свинца с кальцием.
Батареи сурьмянистого типа в настоящее время для
автомобилей не используют. АКБ кальциевого типа являются необслуживаемыми – расход воды в процессе эксплуатации практически отсутствует. Батареи чувствительны к глубоким разрядам и скачкам напряжения в бортовой сети. Ряд производителей предлагает АКБ гибридного типа. Для положительных пластин в качестве присадки использована сурьма, а для отрицательных – кальций. За счет некоторого увеличения расхода воды достигается повышение стойкости к сильным разрядам и перепадам напряжения.
Электролит в стандартной АКБ находится в жидком состоянии. Для машин с расположением батареи в салон подходят аккумуляторы гелевого типа – в электролит добавлены загустители, а система вентиляции оборудована трубкой для отвода паров в атмосферу. Батареи выдерживают глубокие разряды, позволяют подключать мощную нагрузку, но требовательны к системе зарядки и не слишком подходят для эксплуатации при низкой температуре воздуха.
Таким образом, при выборе аккумулятора нужно учитывать конструктивные особенности машины. Для большинства легковых и коммерческих автомобилей подойдет кальциевая АКБ. Для машин с системой «старт-стоп» требуется специальный аккумулятор EFB, выдерживающий частое включение стартера. При использовании интерактивного каталога указывается модель и марка автомобиля, в отчете будут показаны только подходящие под заводские требования батареи.
Емкость
Первичная характеристика, по которой подбирают стартерную АКБ, является емкость. Следует выбирать аккумулятор максимальной емкости в допустимом габарите корпуса – параметр определяется размерами монтажной площадки. Генератор без проблем зарядит батарею с повышенной емкостью, а АКБ обеспечит дополнительное время работы стартера при холодном пуске двигателя зимой.
Габариты и способ крепления
Размеры корпусов стартерных батарей унифицированы, информация о форм-факторе указывается в заводской документации. Приобретать аккумулятор большего размера не следует – корпус не поместится на площадке, а избыточная высота приведет к проблемам с установкой клемм или к удару капотом о крышку аккумулятора. Для крепления батареи используется прижимная планка сверху или лапка, упирающаяся в выступ на нижней части корпуса. При подборе АКБ нужно учитывать способ крепления, зависящий от модели и марки автомобиля.
Полярность и конструкция клемм
При выборе важно учитывать тип клемм и их расположение. Существуют клеммы европейского и азиатского типа, АКБ разделяют на батареи с прямой и обратной полярностью. При подборе можно ориентироваться на модель старого аккумулятора либо учитывать информацию из инструкции к автомобилю.
Ток прокрутки
Еще один важный параметр, определяющий легкость запуска двигателя зимой. Для северных регионов лучше приобретать АКБ с максимальным током, хотя простота пуска зависит не только от характеристик батареи, но и от качества масла и состояния системы подачи топлива и зажигания.
Производитель и цены
По состоянию на середину 2024 г. выбор брендов на российском рынке аккумуляторов достаточно буден. Рекомендуется выбирать продукцию крупных производителей, перед визитом в магазин есть смысл изучить результаты сравнительных тестов стартерных АКБ. Продукцию традиционно можно разделить на три группы по цене – бюджетные модели, АКБ средней стоимости и премиальные.
Бюджетные аккумуляторы не рассчитаны на длительную эксплуатацию. Зачастую покупают перед продажей машины или для установки на автомобили, выезжающие только летом. Премиальная группа больше рассчитана на покупателей, не стесненных в средствах. Для большинства машин оптимально покупать АКБ среднего ценового диапазона.
Конструкция
Все поставляемые на рынок батареи являются заряженными и заполненными электролитом. АКБ сухозаряженного типа без электролита практически не встречаются. По конструкции корпуса батареи можно разделить на обслуживаемы и необслуживаемые. Изделия первого типа имеют пробки для проверки и корректировки уровня электролита в каждой банке. Необслуживаемые АКБ оснащены крышкой с вентиляционным каналом, проверка уровня или доливка дистиллированной воды в процессе эксплуатации не предусматривается.
С учетом цены и достаточно высокого качества даже бюджетных АКБ покупать обслуживаемую модель нет смысла. Важнее периодически проверять исправность системы зарядки, заливать в двигатель соответствующее климатическим условиям масло. При регулярном уходе автомобиль без проблем запустится зимой, а аккумулятор прослужит не менее 5-6 лет без подзарядки от внешней сети.
Дополнительные сведения
Дополнительным критерием при выборе является вес АКБ – малая масса указывает на экономию на свинце и количестве пластин. На каждые 10 А*ч емкости должно приходиться не менее 2,7-2,8 кг веса. Наличие индикатора зарядки – во многом маркетинговый ход, поплавок измеряет плотность только в одной банке, не учитывая состояние соседних. В результате, при неисправности одной банки напряжение на клеммах будет 10 В, но индикатор покажет полную зарядку АКБ. С другой стороны – замыкание в одной из банок встречается редко, как правило, плотность электролита падает во всех банках, поэтому глазок позволяет быстро определить состояние АКБ.
При покупке батареи нужно обращать внимание на дату изготовления. Если аккумулятор лежал на складе больше года, то лучше выбрать другой экземпляр. При покупке обязательна проверка АКБ нагрузочной вилкой, имитирующей подключение стартера в момент пуска. При полной зарядке напряжение под нагрузкой не должно проседать ниже 10,2 В. Важно помнить, что на машинах с цифровой системой контроля зарядки при установке новой батареи может потребоваться внесение данных об АКБ в настройки – уточнить необходимость такой процедуры лучше в сервисе.
Заключение
Выбор стартерного аккумулятора является достаточно непростой задачей. Подобрать батарею можно непосредственно в магазине либо заранее определить список моделей АКБ при помощи интерактивного каталога. Продукцию лучше покупать в крупном магазине, в случае проблем с АКБ всегда можно обратиться к продавцу по гарантии.