Любой
ДВС сжимает находящийся в цилиндрах воздух. Под степенью сжатия подразумевается соотношение объемов газа в цилиндре при положении поршня в нижней и верхней крайних точках. Компрессией называется давление газа, сжатого в цилиндре и измеренное манометром.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Степень сжатия
Сжатие воздуха или топливовоздушной смеси необходимо для обеспечения работы
двигателя. Максимальный объем цилиндра достигается при нахождении поршня в нижнем положении. Затем начинается этап сжатия, продолжающийся до выхода поршня в верхнюю точку. Таким образом, исходными данными для расчета степени сжатия (далее СЖ) являются полный объем полости цилиндра и объем камеры сгорания. Нужно понимать, что параметр является расчетным и не меняется в процессе эксплуатации (небольшим повышением СЖ из-за образования нагара можно пренебречь).
СЖ определяет требования к детонационной стойкости топлива. Для двигателей на легком топливе родом из 50-х гг. прошлого века СЖ редко превышала 7 единиц. Впоследствии значение было доведено до 10-11 единиц на большинстве двигателей. Дизели могут иметь СЖ до 23-24 единиц, необходимую для нагрева воздуха до температур, достаточных для воспламенения распыленного топлива. У любых моторов с наддувом геометрическая СЖ уменьшена, но воздух в цилиндры подается под избыточным давлением, что позволяет увеличить эффективность сгорания смеси.
В 60-х гг. прошлого столетия в мировом автопроме наблюдалась тенденция к увеличению СЖ до 11,5-12 единиц для повышения мощности, стойкость бензина к детонации повышалась за счет использования присадок на основе тетраэтилсвинца. Поскольку было выявлено вредное воздействие свинца на окружающую среду, то впоследствии СЖ несколько уменьшили, а характеристики и экономичность двигателей стали улучшать другими способами. В XXI веке встречаются двигатели, работающие по циклу Миллера, позволяющему повысить СЖ до 14-15 единиц при использовании стандартных автомобильных бензинов.
Компрессия
Под компрессией понимается давление воздуха в цилиндре, измеренное в атмосферах, барах или кг/см² (в отличие от СД, являющейся безразмерной величиной) при выходе поршня в верхнюю крайнюю позицию, до предела открытом дросселе и отключенной подаче горючего. Для замера используется манометр, вкрученный в отверстие для свечи или форсунки. Параметр является переменным, значение зависит от технического состояния двигателя и ряда прочих условий. Компрессия также зависит от СЖ – чем сильнее сжимается воздух, тем выше будет конечное давление. Типовое значение компрессии на 20-30% превышает геометрическую СЖ, хотя данное соотношение является усредненным.
Герметичность цилиндра обеспечивается компрессионными кольцами, расположенными в верхней части поршня. На современных двигателях используется два компрессионных кольца, старые модели могли оснащаться 3-4 кольцами. При сжатии клапаны должны плотно прилегать к седлам, не допуская утечку воздуха. Нужно понимать, что сжимаемый в цилиндре воздух немного стравливается через зазоры между поршневыми кольцами. Для правильного замера требуется прокручивать коленвал с частотой, соответствующей оборотам пуска. Если вал вращается медленно, то корректно определить компрессию невозможно. Проверка должна проводиться при полностью заряженной батарее и исправном стартере.
По мере выработки деталей давление в цилиндре будет снижаться – газ может проникать через увеличившиеся зазоры в кольцах или через неплотно закрытый из-за нагара клапан. При проверке компрессии учитывают разброс параметра по цилиндрам – иногда износ деталей может быть только в одном цилиндре. Падение давления сжатия приводит к затруднению пуска и снижению характеристик мотора, а также появлению вибраций при работе. Нормой считается разброс не более 10%.
Нюансы
В технической литературе под понятием компрессия подразумевается термин давление в конце такта сжатия. Зачастую владельцы автомобиля считают компрессию основным параметром, характеризующим состояние двигателя, хотя такое утверждение в корне ошибочно. Мотор может иметь отличную компрессию, но из-за проблем в системе смазки состояние вкладышей шатунов или опор коленчатого вала будет аварийным.
Компрессия напрямую зависит от исходной СЖ и герметичности цилиндра. Зачастую на определение компрессии влияют такие факторы, как угол открытия дроссельной заслонки или состояние фильтра. Если в двигатель попало меньше воздуха из-за забитого фильтра, то компрессия будет несколько ниже истинного значения из-за разряжения в цилиндре в конце такта впуска.
Падение давления может быть связано с пробоем прокладки под головкой. В этом случае компрессия будет никой в смежных цилиндрах. Если двигатель ремонтировался со снятием деталей газораспределительного механизма, то даже небольшое отклонение фаз может стать причиной снижения компрессии. Еще один фактор, влияющий на давление – температура двигателя. Холодные стенки блока и головки приведут к снижению температуры воздуха и падению значения компрессии. По этой причине замер всегда проводят на прогретом ДВС.
Таким образом, низкое давление воздушной среды или топливовоздушной смеси не является однозначным признаком износа поршневой группы и необходимости восстановительного ремонта. Избыточное значение параметра (свыше 15 бар) для бензинового двигателя свидетельствует о попадании в цилиндры масла. Подобная ситуация очень характерна для ряда моделей ДВС бренда BMW. Поэтому если при проверке манометр показывает слишком высокие значения, то радоваться не стоит, нужно проводить детальную диагностику двигателя.
Если замер показывает низкую компрессию, то можно попытаться понять причину без разбора двигателя. В цилиндры заливают немного моторного масла, а затем вновь проводят замеры. Если давление осталось неизменным, то утечка воздуха происходит через негерметичный клапан. Повышение давления свидетельствует о проблемах с поршневой группой, чаще всего – на залегание поршневых колец.
Заключение
Понятия СЖ и компрессии отчасти связаны между собой, но нужно понимать разницу между параметрами. СЖ является безразмерным параметром, не меняющимся по мере износа деталей. Компрессия представляет собой значение давления воздуха в конце такта сжатия и всегда снижается по мере износа деталей поршневой группы и клапанов.