Рекомендации для правильного торможения: вспоминаем основы

Рекомендации для правильного торможения: вспоминаем основы

Тормозная система современного автомобиля обеспечивает эффективное снижение скорости с сохранением возможности маневрирования. Правильное использование тормозов увеличивает ресурс колодок и дисков, предотвращает перегрев механизмов. В ряде ситуаций требуется особый алгоритм использования тормозов, снижающий риск заноса и уменьшающий тормозной путь.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Плавное торможение

Увеличить срок службы дисков и колодок можно за счет плавного снижения скорости и торможения двигателем. Методика основана на прогнозировании дорожной ситуации, и позволяет сэкономить топливо. Например, при приближении к светофору необходимо отпустить педаль газа и катиться – автомобиль будет медленно снижать скорость за счет торможения мотором. При переключении светофора, если скорость машины полностью не погасится, то можно прибавить слегка газу и уменьшить расход топлива.

Прерывистое торможение

Если автомобиль не оборудован системой ABS, то для сокращения тормозного пути на скользком покрытии или мокрой дороге используют метод прерывистых нажатий на педаль. Таким образом, имитируется работа ABS и сокращается время блокировки колес. Но поскольку основная масса машин выпуска после 2000 г. оснащена ABS, то технология прерывистого нажатия на тормоз не имеет смысла. Электроника сама определяет моменты блокировки и сбрасывает давление в контуре. 

Быстрый переезд неровности

Для преодоления «лежачего полицейского» можно резко затормозить перед препятствием, добиваясь качка машины вперед и сжатия подвески. Затем необходимо отпустить педаль, машина легко преодолеет препятствие за счет обратного хода деталей подвески. Методика требует точного расчета момента прекращения воздействия на педал – отбой подвески занимает около 0,3 секунды.

Торможение на машине с ABS

Если автомобиль оснащен ABS, то для экстренной остановки необходимо с силой нажать на педаль тормоза. Электроника и гидравлический блок будут бороться с блокировкой колес – важно не снижать усилие на педали до момента остановки. На части машин используется усилитель экстренного торможения, который дополнительно повышает давление в контурах. Маневры при торможении позволяют избежать ДТП, но при столкновении вне своей полосы виноватым скорее всего будет маневрирующий автомобиль – таковы реалии российских ПДД, которые предписывают торможение вплоть до остановки без изменения траектории движения.

Не пользоваться тормозами на ямах

Если автомобиль приближается к участку дороги с ямами, то необходимо отпустить педаль тормоза до выезда на участок с неровностями. Помимо увеличения нагрузки на подвеску при проскакивании колес над ямой будет срабатывать ABS. Эффективность работы тормозов снизится – поэтому важно оценивать состояние дороги, контролировать знаки и наблюдать за поведением едущих впереди машин.

Сохранение запаса тяги

На автомобиле с АКПП или роботом передачи переключаются вниз при торможении автоматически. Но при наличии механической коробки водитель должен переключать ступени вниз при снижении скорости. Сохранение запаса тяги позволит ускориться при приближении машины сзади и возникновении опасности аварии, и получится вывести автомобиль с передними ведущими колесами из заноса при торможении и одновременном маневрировании. Но чаще всего достаточно просто начать тормозить двигателем, а если требуется – воспользоваться педалью тормоза для более интенсивного замедления или полной остановки. 

Приработка тормозов

Если автомобиль новый или производилась замена колодок или дисков, то для приработки деталей требуется 200-300 км. Если на дисках имеются борозды, то притирка новых колодок занимает до 1000 км. На протяжении этого пробега необходимо минимизировать резкие нажатия на педаль тормоза, приводящие к локальному перегреву колодок и дисков.

Защита дисков от коробления

Тормозные диски легко деформируются при резком перепаде температур. Например, после серии интенсивных замедлений автомобиль въезжает в лужу. Вода резко охлаждает диски, которые покоробятся либо лопнут. Деформированный диск создает вибрации при торможении, хорошо ощутимые на педали, а иногда передающиеся на кузов. Восстановить покоробленный диск практически невозможно, иногда спасает проточка на токарном станке. Но снятый слой металла уменьшает общий срок службы детали.

Заключение

Использование системы ABS и дополнительных электронных ассистентов значительно упростило процесс торможения. Водителю достаточно просто сбросить газ и нажать на педаль, при необходимости меняя траекторию движения рулем. Важно помнить о риске повреждения дисков при въезде в лужу после торможения, а также о необходимости приработки новых деталей тормозов.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?