Неисправности, при которых запрещена эксплуатация автомобиля

Неисправности, при которых запрещена эксплуатация автомобиля

Любой автомобиль в процессе эксплуатации изнашивается. Поломки деталей или агрегатов условно делятся на незначительные и серьезные, влияющие на безопасность движения. Водителю нужно знать основные поломки, при появлении признаков которых дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна.

Общие сведения

В действующих ПДД приведен перечень дефектов, при наличии которых эксплуатация машины становится невозможной. Перечень периодически обновляется с учетом международных или региональных требований и стандартов. Последние корректировки были внесены с осени 2023 г. и учитывали переработанные стандарты ГОСТ. Предыдущие требования ссылались на стандарты эпохи СССР, потерявшие актуальность.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Тормоза

Запрещается эксплуатация автомобиля в случае явного нарушения герметичности магистралей или шлангов. Дефект легко обнаруживается по появлению следов жидкости и падению уровня в бачке. При этом наличие следов жидкости после проведения ремонта или обслуживания не является причиной для запрета. Инспектор вправе определить основные проблемы путем осмотра, в ПДД прописана защита от неоднозначной трактовки проблемы – часть причин появления течи можно определить только в условиях сервиса с использованием диагностического оборудования.
При визуальном осмотре легко обнаруживаются надрывы на шлангах, следы перетирания или коррозии на трубках. Также легко определяется исправность сигнализаторов, указывающих на проблемы с тормозной системой. На автомобилях с пневматическим или гидравлическим приводом тормозов длина соединительных шлангов должна быть с запасом на случай деформаций при работе подвески или поворота колес. Все перечисленные дефекты можно определить при визуальном контроле перед выездом или при проведении очередного ТО.
В обновленных ПДД появился запрет на использование переходников для тормозных шлангов или магистралей от других автомобилей с недостаточной длиной. Не допускается выезд при неисправной контрольной лампе ручного тормоза и даже при проблемах с храповиком для фиксации рычага в поднятом состоянии. На машинах с пневматическим приводом должен работать манометр, это требование имелось и в старых ПДД. В обновленных правилах введена формулировка о запрете эксплуатации автомобиля при обнаружении остаточных деформаций или трещин на деталях тормозной системы.
Если автомобиль оборудован механическим регулятором тормозных усилий, то не допускается его снятие и последующая эксплуатация машины. Отдельно оговорены требования к ABS – по ПДД запрещается эксплуатация автомобилей со снятой или принудительно отключенной системой. В случае срабатывания сигнального индикатора неисправности ABS в щитке приборов допускается следование к месту ремонта или стоянки с соблюдением мер предосторожности.

Управление

По предыдущей версии ПДД течь жидкости из системы усилителя руля определялась только при проведении техосмотра и являлась основанием для отказа в выдаче карты. По новой версии эксплуатация автомобиля запрещена при наличии потеков жидкости, которые не являются следствием недавно проводившегося ремонта или технического обслуживания.
Одним из оснований запрета на эксплуатацию всегда был повышенный люфт в деталях рулевого управления. По новым ПДД биение определяется при помощи специального оборудования с учетом допусков и предельных значений. Ранее состояние рулевого управления часто определял инспектор на свой взгляд, покачивая рулевое колесо из стороны в сторону. Запрещена эксплуатация машин с поврежденным или отсутствующим креплением рулевой колонки и редуктора – в список поводов для запрета входят детали фиксации регулируемой рулевой колонки.
Если на деталях рулевого управления есть следы повреждений (механических или усталостных), то новые ПДД однозначно запрещают эксплуатацию автомобиля. В случае самопроизвольного вращения рулевого колеса на стоящем автомобиле выезжать на дорогу запрещено. Этот момент является новинкой в ПДД, дефект указывает на проблемы с электрическим усилителем.

Световые приборы

В новых ПДД появился важный момент – с момента принятия правил не допускается эксплуатация автомобилей со светотехникой, позаимствованной у других моделей. Предыдущий релиз ПДД допускал переоборудование и эксплуатацию, теперь нештатные приборы светотехники устанавливать нельзя.
Еще один важный пункт – соответствие типа лампы заводским требованиям, перечисленным в эксплуатационной документации. По ПДД нельзя эксплуатировать автомобиль с галогенными фарами в случае установки ксеноновых или светодиодных ламп. Таким образом, часто встречающиеся на дорогах автомобили с «доработанной» головной светотехникой не должны эксплуатироваться, но сотрудники ГАИ не слишком активно противодействуют нарушениям.
По правилам нельзя эксплуатировать автомобили с неисправной системой ручного или автоматического изменения угла направления пучка света. Требование распространяется только на автомобили с фарами, излучающими световой поток свыше 2000 оюмен. На таких машинах также не допускается самостоятельная модернизация корректора.
Владелец не имеет права выезжать на автомобиле с поврежденными или снятыми стеклами фар. Таким образом, наличие трещины на рассеивателе по новым ПДД накладывает запрет на эксплуатацию. При этом в ПДД нет информации о необходимых действиях в случае повреждения стекла фары на дороге камнем или иным посторонним предметом. Владелец не имеет права модернизировать фары – устанавливать линзы, светодиодные элементы и прочие детали, столь любимые в среде быстрого «тюнинга».
По ПДД нельзя устанавливать в фары лампы с неподходящей мощностью и типом. Также есть запрет на переделку фар под лампы с другим цоколем, хотя проверить такую доработку быстро не получится. Нельзя использовать переходники для адаптации цоколя ламп. Таким образом, в головной светотехнике должны стоять штатные лампы, в остальных случаях не исключено неправильное распределение пучка света и ослепление водителей встречного потока.
Каждый автомобиль оснащается световым индикатором включения передачи заднего хода. По ПДД нельзя эксплуатировать автомобиль с неработающей индикацией движения задним ходом. Такие же требования распространяются на габаритные огни и лампы сигнализаторов торможения. В ПДД снова нет сведений о действиях водителя в случае выхода из строя ламп в пути.

Остекление

ПДД однозначно трактуют допустимую светопропускаемость стекол автомобиля. Для лобового и передних боковых стекол параметр должен составлять не менее 70%, а при оклейке пленки для защиты от повреждений – не менее 60%. На ветровое стекло допускается нанесение полосы в верхней части шириной до 140 мм. Полоса может наноситься напылением или пленкой – в зависимости от технологических возможностей производителя стекол. Нельзя эксплуатировать автомобиль с неисправными или отсутствующими штатными системами очистки стекол, включая омыватели. Но по ПДД теперь можно передвигаться на автомобиле со штатными стеклами с зеркальным покрытием.
Прочие нормы
Покрышки должны соответствовать автомобилю по индексу скорости и нагрузки. ПДД регламентирует сезонную замену шин, не допускает эксплуатацию автомобилей с отсутствующей колесной гайкой или шпилькой, а также с шинами разного рисунка протектора на одной оси. Есть ограничения на эксплуатацию, связанные с неисправностью систем безопасности, системы выпуска отработавших газов, электрической проводки и ряда других компонентов.

Заключение

Весь список дефектов или доработок, при которых не допускается эксплуатация автомобилей, приводится в последнем релизе ПДД. Правила требуют обязательной исправности тормозной системы и рулевого управления, а также светосигнальной аппаратуры и остекления. При этом правила очень расплывчато или никак не регламентируют действия водителя при появлении поломок в пути.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?